При обсуждении датского дизайна на ум приходит множество имен: Арне Якобсен, Поул Хеннингсен, Финн Юль. Хотя каждый из них создал свое собственное наследие, есть много общих черт, которые проходят через их работы: индустриализм после Второй мировой войны, влияние немецкой школы Баухаус, органический функционализм и… о да, все они – белые мужчины.
Никакого неуважения к этим конкретным белым чувакам. Просто белые мужчины – не единственные, кто создал и усовершенствовал то, что стало известно как институт датского дизайна, и поэтому они не должны быть единственными, кто получает все почести.
Давайте посмотрим на некоторых женщин-дизайнеров (все они белые, потому что: Дания начала XX века), чей вклад в датский дизайн иногда остается незамеченным широкой общественностью, но он не менее важен для нашего понимания истории Дании.
Гертруда Васегаард
Чтобы чайный сервиз вошел в знаменитую Канон датской культуры, нужно быть довольно талантливым. Керамический сервиз Васегаард (1956), изготовленный компанией Bing & Grøndahl, вдохновлен китайской керамикой, но при этом сохраняет принципы датского дизайна: функциональность, качество изготовления и красота. Кроме того, она разработала три обеденных сервиза для Royal Copenhagen и руководила собственной керамической студией.
Грете Ялк
Работая в основном в 1960-х годах, Грете Ялк черпала вдохновение у таких дизайнеров, как финн Алвар Аалто, создавая мебель из формованного дерева. Среди ее самых известных работ – стул GJ, почти похожий на лук в сложенном виде. В дополнение к своей дизайнерской деятельности Ялк редактировала интерьерный журнал Mobilia в 1956-1962 годах, что сделало ее одним из главных авторов литературы о датской мебели и дизайне интерьеров.
Мари Гудме Лет
Лэт, дизайнер по текстилю, является одним из пионеров промышленной трафаретной печати в Дании. Ее оригинальные дизайны 1940-х годов были вдохновлены датскими пейзажами и животными; в 1950-х годах она перешла к более геометрическому стилю. Многие из ее принтов вдохновлены местами, где она путешествовала, например, Индонезией и Турцией. Лэт открыла свою собственную успешную студию в 1940 году и преподавала текстильную печать в Школе искусств и ремесел в Дании.
Нанна Дитцель
Мебель, ювелирные изделия, текстиль и посуда: Нанна Дитцель была женщиной с разнообразными талантами. Ее дизайн варьируется от сюрреалистического до предельно простого. Она не только создавала дизайн для своей собственной студии, но и участвовала в проектах Georg Jensen и Fredericia. Начав свою деятельность в конце 1940-х годов, Дитцель работала до 1990-х, продолжая участвовать в выставках и получать награды вплоть до своей смерти в 2005 году.
Грете Мейер
Известная в основном своим дизайном стеклянной и керамической посуды, Мейер сыграла важную роль в создании стандартизированного метода определения размеров для этих изделий. Наиболее продуктивная в конце 1940-70-х годов, Грета была дизайнером, который фокусировался не только на своих изделиях, но и на потребителях, отмечая, что она хотела производить высококачественные вещи, которые люди могли бы себе позволить. Хотя у нее была своя студия, Мейер также разрабатывала дизайн для Royal Copenhagen и работала архитектором.
Карен Клемменсен
Работавшая в основном в 1930-70-х годах, Клемменсен была датским архитектором, известным своим элегантным функционализмом. В 1945 году она и ее муж Эббе основали собственную фирму. Они строили не только школы и другие общественные здания, но и восстанавливали церкви по всей Дании. Помимо архитектурных проектов, Клемменсен также была отмечена наградами как графический дизайнер и дизайнер мебели.
Это всего лишь список из шести, но вы будете удивлены, насколько сложно было его составить. Я не смог найти ни одной небелой женщины-дизайнера из Дании. В процессе написания статьи я часто просил датчан назвать известных женщин-дизайнеров послевоенного времени: почти никто из них не смог (совершенно анекдотичное свидетельство, да).
Я надеюсь, что этот список вдохновит других на изучение наследия женщин в области дизайна в Дании; я буду рада услышать о тех именах, которые я пропустила! Давайте вернем женщин в разговор о датском дизайне середины века, где они по праву занимают свое место.