Чтобы стать женщиной шведского дизайна, нужно не только иметь аллитеративное имя, хотя, судя по приведенному ниже списку, можно подумать, что это главный критерий. Эти женщины – одни из самых значимых имен в шведском дизайне; их работы находят отклик и сегодня, в самых разных областях – от архитектуры до текстильного дизайна. Хотя большинство из них работали в послевоенный период, некоторые из них более современны, включая очаровательную Хелену Хеншен. Этот список не является исчерпывающим и не рассматривает современный дизайн (это уже другая статья!), но он дает вам представление о разнообразии дизайна и важности работ, которые выполняли шведские дизайнеры-женщины в середине XX века, в период, когда скандинавский дизайн переосмысливался для региона и всего мира.
Вот (лишь некоторые из) шведских женщин-дизайнеров, о которых вы должны знать:
Анна Петрус (1886 – 1949)
Петрус, скульптор и промышленный дизайнер, была в авангарде шведской тенденции к художественному дизайну 1910-х и 20-х годов. Ее сложные и декоративные работы включают в себя столы, подсвечники, вазы и многое другое.
Стиль Петрус, вдохновленный в основном североафриканским декором, возможно, не является первой эстетикой, которая приходит на ум при мысли о шведском дизайне, но ее работы сыграли важную роль в продвижении Швеции на передний край дизайна. Она была одним из главных членов Svenskt Tenn, знаменитой дизайнерской фирмы, основанной Эстрид Эрикссон в 1924 году.
Сильвия Стэйв (1908 – 1994)
Дизайнер и серебряных дел мастер Сильвия Стейв создала ряд популярных изделий – в основном для дома и интерьера – в течение своей карьеры в 1930-х годах. Ее минималистский, функциональный стиль был и остается чрезвычайно современным и свежим. С 1931 по 1939 год Стейв была художественным руководителем компании CG Hallsbergs Goldsmith.
Когда в конце 30-х годов она перестала работать с серебром, ее как дизайнера практически забыли, хотя она продолжала работать как карикатурист и иллюстратор. В 1980-х годах итальянская дизайнерская компания Alessi начала выпускать ее невероятный шейкер для коктейлей (см. ниже, слева), и интерес к ее дизайну возродился.
Эстрид Эриксон (1894 – 1981)
Хотя некоторым имя Эстрид Эриксон известно только благодаря ее сотрудничеству (как профессиональному, так и личному) с любимым шведским дизайнером Йозефом Франком, Эриксон оказала огромное влияние на шведский дизайн как благодаря своей деловой хватке, так и дизайнерским работам. В 1924 году она основала дизайнерскую фирму Svenskt Tenn, которая существует и по сей день. Сильной стороной Эрикссон было сочетание функциональности и стремления к совершенству; она знала, как создать вещь, которая была бы одновременно полезной и которую люди хотели бы купить. Она создавала все: от подставок до подносов. Возможно, самая известная ее работа – текстильный принт Elefant (ниже, справа), который можно найти на самых разных предметах – от салфеток до скатертей.
Грета Магнуссон-Гроссман (1906 – 1999)
Одна из единственных женщин-шведских архитекторов, получивших известность в послевоенный период, Магнуссон-Гроссман проектировала дома, интерьеры и ряд предметов мебели, включая мгновенно узнаваемые лампы Grasshöppa (на фото ниже, слева) и Cobra (на фото ниже, справа). Обе лампы, а также ряд других ее работ до сих пор выпускаются компанией Gubi.
В 1940 году она вместе с семьей переехала из Стокгольма в Лос-Анджелес, где открыла собственную студию и создала свои самые известные работы, представляющие собой удивительную смесь баухауза и южнокалифорнийской чувствительности. Она даже создавала интерьеры для своих коллег-шведов Греты Гарбо и Ингмара Бергмана. К сожалению, многие из спроектированных ею калифорнийских домов уже снесены, но десять все еще сохранились.
Хелена Хеншен (1940 – 2011)
Самая современная из женщин, представленных в этом списке, Хелена Хеншен имела богатую и разнообразную карьеру. Будучи студенткой в Стокгольме в 1966 году, она стала одним из основателей радикальной феминистской компании по дизайну одежды Mah-Jong. Их манифест гласил следующее:
– Одна и та же одежда должна существовать из года в год. Они не поддерживают модные тенденции.
– Они будут использовать только ткани из натуральных волокон.
– Линия должна подходить для всех возрастов и размеров.
– Красивые цвета и узоры для всех!
– Одежда должна производиться в Швеции.
Некоторые из этих пунктов кажутся вам знакомыми? Компания Mah-Jong на годы опередила свое время в развитии движения медленной и устойчивой моды.
В своем феминистском подходе они также поддерживали новый тип мужественности, который влияет на Швецию и по сей день. Мужчина из бархата” или “велюрман” носил удобную одежду и рюкзак – никаких костюмов или портфелей – и оставался дома с детьми, пока его партнерша работала.
Хотя маджонг существовал только с 1966 по 1976 год и не получил большого международного признания, он стал культовым в Швеции. Хеншен продолжал работать в области графического дизайна, как иллюстратор и как писатель, добиваясь успеха во всех областях.
Виола Гростен (1910 – 1994)
Виола Гростен родилась и училась в Финляндии, но с 1944 года и до самой смерти жила и работала в Швеции. Она внесла важный вклад в развитие шведской текстильной промышленности, в том числе создала красочные геометрические узоры, которые до сих пор используются в производстве. Ее работа как текстильного дизайнера была радостной и игривой, и ее влияние можно увидеть в скандинавских – особенно шведских и финских – узорах и сегодня.
Хотите больше? Узнайте о датских женщинах в дизайне!