Эта статья была воспроизведена с оригинальной публикации в The Local DK. Обязательно загляните в The Local, чтобы узнать о ежедневных датских новостях на английском языке!
Когда мы решили писать о культуре Дании на Scandinavia Standard, ни я, ни мой соучредитель не представляли, какую долю нашей работы займет датский дизайн. Как оказалось, датскую культуру невозможно объяснить без дизайна: его влияние проявляется повсюду, от градостроительства до дизайна интерьеров и моды. Мы не собираемся рассказывать обо всем этом (всегда пожалуйста), но краткий исторический обзор – хорошее начало для того, чтобы понять, как мир относится к дизайну этой крошечной страны.
Хотя мы могли бы начать с удивительных инженерных решений кораблей викингов уже в 800 году нашей эры, мы не будем писать здесь диссертацию. Поэтому мы начнем с рассвета 20-го века с Торвальда Биндесболла, человека, который считается дедушкой датского дизайна. Его самое значительное достижение – логотип Carlsberg – не менялся с тех пор, как был принят в 1904 году. Не считая ранних графических работ, Биндесболл был дипломированным архитектором и наиболее известен своими керамическими изделиями. Витиеватые, черпающие вдохновение в японском искусстве, работы Биндесболла трудно визуально соотнести с элегантным минимализмом, ассоциирующимся сегодня с датским дизайном. Однако именно его репутация мультиталантливого дизайнера и использование органических форм впервые вывели Данию на передовые позиции в мировом дизайне.
Несмотря на то, что начиная с Биндесболла и вплоть до Второй мировой войны в Дании постоянно появлялись дизайнеры, именно период после Второй мировой войны принес Дании известность. Этот приток знаковых дизайнеров включал в себя мебель, архитектуру, керамику, освещение и многое другое.
Опираясь на немецкую школу дизайна Баухауз, датские дизайнеры сосредоточились на сочетании модернистского функционализма с элегантной эстетикой. Эта группа дизайнеров проложила путь к широте дизайна, который мы видим в Дании и Скандинавии сегодня.
Давайте познакомимся с несколькими известными именами и культовыми предметами, которые они создали:
Поул Хеннингсен
Дизайнер, писатель и ведущий светильник своего времени, Хеннингсен, возможно, не самое всемирно известное имя в этом списке, но на национальном уровне он – первое имя, которое упоминается, когда говорят о датском дизайне. Ласково называемые PH, лампы Хеннингсена до сих пор остаются одними из самых узнаваемых и желанных среди датских предметов интерьера. Его литературные работы состояли из социальных комментариев, в которых он последовательно проводил линии между политикой и культурным ландшафтом.
Арне Якобсен
Невозможно говорить о датском дизайне, не упомянув господина Якобсена. Человек, считавший себя в первую очередь архитектором (и уж точно не дизайнером), Якобсен запомнился в основном своими стульями. Хотя он творил почти 40 лет, период, в течение которого он создавал мебель, был невероятно ограничен: от стула Ant в 1952 году до стульев Giraffe и Pot в 1959 году. Его работы отмечают за вклад в современный функционализм и за акцент на пропорциях, подобно Кааре Клинту и позднее Богеру Могенсену.
Финн Юль
Еще один архитектор, которого в основном помнят за его вклад в дизайн стульев, Финн Юль считается человеком, который принес датский дизайн на американский рынок. Помимо производства продукции для массового рынка, он преподавал в Школе дизайна интерьера в Копенгагене, Дания. Юль известен тем, что часто использовал стул с “плавающей спинкой”, который с тех пор стал популярным в дизайне стульев.
Ганс Венгер
Самый плодовитый из всех мебельных дизайнеров, Венгер создал более 500 стульев. Его работы – лучший датский пример органической функциональности, школы, которая фокусируется на использовании предмета. Стиль дизайна Венгера прост; его цитируют: “Я всегда хотел делать неординарные вещи исключительно высокого качества”.
Гертуд Васегаард
Хотя ее имя, возможно, уже не так известно, знаменитый чайный сервиз керамистки Васегаард до сих пор вдохновляет дизайнеров керамики и товаров для дома в Дании. Под влиянием китайской керамики и органических форм набор был выпущен в 1956 году компанией Bing & Grondahl. Чайный набор отличает плавность деталей при использовании разнообразных форм.
Борге Могенсен
Могенсен – один из пионеров датского современного дизайна, который уделяет особое внимание функциональности в хранении (сексуально? может быть, нет). Его проекты встроенных домашних систем хранения, таких как книжные полки, используются в бесчисленных вариациях в домах и по сей день. Будучи протеже Кааре Клинта, Могенсен также создал классическую мебель, такую как “Испанское кресло” (1959).
Сегодня датский дизайн – это синоним высокого качества и минимализма. По-прежнему опережая свое время, датские дизайнеры, такие как архитектор Бьерке Ингельс, проектируют не только в Дании, но и по всему миру. Хотя нить, связывающая их, уходит корнями в далекий 1945 год, а регионы, которые она объединяет, шире, чем просто Дания, мы продолжаем отмечать датский дизайн за красоту, использование и инновации, которые он нам приносит.