До экскурсии на фабрику Louis Poulsen мои знания о датской светотехнической компании сводились к тому, что я любил лампу PH в ее многочисленных вариациях.
На самом деле, вполне вероятно, что датчанин, не имеющий ни малейшего представления о компании Louis Poulsen, даже не знает ее названия (хотя почти наверняка знает имя Poul Henningsen, дизайнера, которого обозначает “PH”). Это не громкий бренд с кучей магазинов. Вместо этого они осуществляют все свои продажи через концепции shop-in-shop в магазинах освещения, где продавцы специально обучены особенностям светильников Louis Poulsen. Они также осуществляют прямые продажи для бизнеса, и именно на них приходится основная часть их доходов.
Их штаб-квартира и фабрика, расположенные в Вейене, Ютландия, Дания, представляют собой странную смесь невероятного шика и промышленности. В то время как мы находимся там, презентация, которую мы получаем, является чрезвычайно технической – много о температуре света, бликах и “зонах комфорта”.
Первые успешные проекты Louis Poulsen в значительной степени были созданы архитекторами. Это кажется естественным как потому, что многие датские дизайнеры, работавшие в стиле mid-century modern, были архитекторами (была ли архитектурная школа обязательным условием для создания кресла? Похоже, что да), так и потому, что сами светильники имеют архитектурную форму.
Это не витиеватые люстры; у формы всегда есть функция. Например, когда вы видите многочисленные листья лампы PH Artichoke, они служат для предотвращения бликов, обеспечивая при этом определенное количество света. Конечно, эстетика важна, и в этом Louis Poulsen действительно блистает (ха-ха) – в создании высокофункциональных светильников, которые по-прежнему красивы и даже иногда неземные (см. серию Enigma Шоичи Учиямы).
Шоу-рум Louis Poulsen состоит из двух частей. В первой представлено внутреннее освещение – то, о чем люди могут подумать, если им вообще знакомо имя Louis Poulsen. Через весь зал представлено наружное освещение, и, что интересно, это хлеб с маслом для Louis Poulsen. Они создают решения для наружного освещения таких разных мест, как аэропорты, пристани и улицы. Их уличный светильник Absalon – самый копируемый светильник всех времен. Если вы когда-нибудь обращали внимание на наружное освещение – а вы, скорее всего, не обращали, потому что оно всегда просто там – Вы наверняка видели работы Луи Поульсена.
После полного осмотра выставочного зала мы смогли заглянуть и на фабрику. Это огромное пространство, которое невозможно осмотреть за отведенный час времени, но, как и другие датские фабрики, оно очень впечатляет.
Увидеть предметы, которые мы привыкли видеть только в готовом виде в процессе изготовления, да еще и сделанные вручную, – это действительно наглядно демонстрирует, насколько искусной является ручная работа, вложенная в каждое изделие.