Краткая история скандинавской архитектуры

Что делает скандинавскую архитектуру уникальной? Скандинавия, если использовать более широкое культурное определение, включающее Финляндию и Исландию, в архитектурном плане значительно превосходит их.

Так было не всегда. До конца девятнадцатого века Скандинавия считалась архитектурным легковесом, поскольку ее замки, соборы и другие крупные здания обычно строились в исторических стилях, заимствованных из-за рубежа. Большинство других зданий представляли собой обычные деревянные, каменные и кирпичные постройки, возведенные людьми, не имевшими формального архитектурного образования. Хотя они и не получили широкой известности, но предлагали практические решения проблем, характерных для Крайнего Севера, включая максимальное использование естественного света и тепла в темные и холодные зимние дни.

Архитектурный статус Скандинавии начал меняться в начале XX века, когда архитекторы отказались от историзма и стали сочетать новые международные стили и технологические достижения с элементами местных традиций.

Это положило начало тому, что стало определяющими чертами скандинавских зданий: функциональность, минимализм и баланс с природой. В то же время архитекторы сыграли свою роль в становлении модели социального обеспечения региона, которая требовала качественного жилья для всех и общественных зданий для общего блага.

Архитектура Швеции

Значительная часть международного признания скандинавской архитектуры в первые десятилетия двадцатого века может быть приписана шведской грации, стилю, сочетающему неоклассицизм с традиционными местными элементами. К числу выдающихся зданий этого периода относятся Стокгольмская ратуша, Stockholms stadshus, построенный в 1923 году Рагнаром Эстбергом, который лондонская газета Observer назвала “возможно, самым лучшим общественным зданием, возведенным в Европе с восемнадцатого века”, и Стокгольмская публичная библиотека, Stockholms stadsbibliotek, с круглым центральным читальным залом, 1928 года работы Гуннара Асплунда.

Стокгольмская публичная библиотека, 1928 год, работа Гуннара Асплунда

Стокгольмская ратуша, 1923 год, работа Рагнара Остберга

Асплунд переключился на новое направление на Стокгольмской выставке 1930 года, которую он оформил в напористом функционалистском стиле под влиянием работ Баухауза и Ле Корбюзье. В течение следующих нескольких десятилетий функционализм, или сокращенно функис, был доминирующим стилем в Швеции, и в первые годы он дал ряд высоко оцененных работ, сочетающих минималистскую эстетику с гуманистическими качествами, которых часто не хватало за пределами Скандинавии. Среди них Лесное кладбище, Skogskyrkogården, 1940 года Гуннара Асплунда и Сигурда Леверенца, а также Леверенца Церковь Св. Марка, Маркускыркан, 1960 года, оба на окраине Стокгольма.

Лесное кладбище, 1940 г. Асплунд и Сигурд Леверенц

Церковь Святого Марка, 1960 г. Сигурд Леверенц

Со временем качество дизайна стало подчиняться экономическим и политическим приоритетам. “Шведские здания обычно хорошо работают, но они редко бывают особенно инновационными или интересными”, – отметил архитектор Пер Крафт в 2007 году.

В последнее время появилось несколько заметных проектов, в том числе чувствительный к месту строительства художественная галерея Artipelag 2012 года от Nyréns Arkitektkontor и Marge Arkitekter’s Паромный терминал Стрёмкайен Здания 2013 года – современные постройки, облицованные томпаком (медно-цинковым сплавом), которые хорошо вписываются в исторический район набережной.

Художественная галерея “Артипелаг”, 2012 год, проект Nyréns Arkitektkontor

Паромный терминал Стрёмкайен, 2013 год, автор Марге Аркитектер. Фото Йохана Фовелина

На севере Швеции находится один из самых известных современных архитектурных шедевров – Tree Hotel. Этот многоэтажный отель, встроенный в шведский лес, имеет следующие особенности Зеркальный куб с 2010 г. автор Tham & Videgård и Хижина 2010 года от Cyrén & Cyrén. Обе фирмы известны своими инновационными и визуально ошеломляющими работами.

Зеркальный куб, 2010 год от Tham & Videgård; Хижина, 2010 год от Cyrén & Cyrén

Архитектура Финляндии

“Наша национальная идентичность, – заявило финское правительство в 1998 году, – часто находила свое самое долговечное выражение в архитектуре”. Во многом это заслуга Элиэля Сааринена и Алвара Аалто, новаторов, которые возвели финскую архитектуру в ранг элиты.

Проложив путь, по которому пошли многие молодые восходящие звезды скандинавской архитектуры, Сааринен добился славы, выиграв ряд архитектурных конкурсов, когда ему еще не исполнилось и двадцати. Сначала работая с двумя одноклассниками по школе (получив свой первый заказ еще до окончания учебы), а затем и самостоятельно, Сааринен стал ведущим практиком нового национального стиля, объединившего традиционные финские формы зданий с модерном. Это был культурный триумф с политическим подтекстом в то время, когда Финляндия была частью Российской империи (независимость наступила в 1917 году), а шведский язык был основным языком в правительстве, бизнесе и научных кругах страны.

Центральный железнодорожный вокзал Хельсинки, 1919 год, автор Элиэль Сааринен

Шедевром Сааринена является Центральный железнодорожный вокзал Хельсинки, построенный с 1909 по 1919 год. В 1923 году он переехал в Соединенные Штаты, но его отсутствие вскоре восполнил Алвар Аалто, который оказался еще большим национальным героем. Под влиянием Гуннара Асплунда Аалто смягчил жесткие грани функционализма органическими и гуманистическими штрихами.

Среди его новаторских работ – санаторий Паймио 1933 года, прославившийся как максимальным улучшением освещения и воздуха для больных туберкулезом, так и стулом Паймио из гнутого дерева, ставшим примером связи между скандинавским дизайном и архитектурой. Много позже, спроектировав сотни зданий в Финляндии и за рубежом, он завершил свою карьеру строительством Finlandia Hall, концертного и конференц-зала в Хельсинки, строительство которого было завершено в 1975 году.

Санаторий Паймио, 1933 г. Алвар Аалто

Зал “Финляндия”, 1975 год, автор Алвар Аалто

Другие примечательные финские здания включают Скальная церковь Темппелиаукио 1969 года в Хельсинки братьями Тимо и Туомо Суомалайненами, которые поместили большую часть сооружения под землю, чтобы сохранить популярный парк на вершине холма.

Скальная церковь Темппелиаукио, 1969 г. Тимо и Туомо Суомалайнен

С тех пор были реализованы такие значимые проекты, как Главная библиотека Тампере 1986 года Реймы и Райли Пиетиля, отличающийся скульптурной формой, и Центральная библиотека Хельсинки Oodi 2018 года от ALA Architects, которая использует стекло и дерево для создания проницаемого перехода между внутренними помещениями и прилегающей общественной площадью. На сайте Часовня Камппи или Кампин Каппели , спроектированный в 2012 году компанией K2S Architects, является убежищем спокойствия и тишины в шумном городе Хельсинки.

Главная библиотека Тампере, 1986 год, авторы Рейма и Райли Пиетиля

Часовня Камппи, 1912 год, работа K2S Architects

Архитектура Дании

Датская архитектура произвела большое впечатление на местном уровне и во всей Европе благодаря Копенгагенская ратуша, Københavns Rådhus, 1905 года Мартина Нюропа, который синтезировал различные влияния, чтобы создать яркую достопримечательность, но только в 1930-х годах Дания могла считаться равной Финляндии и Швеции на международной арене.

Ратуша Копенгагена, 1905 год, работа Мартина Нюропа

Несколько датчан приняли идею функционализма, и один из них, Арне Якобсен, стал архитектором калибра Аалто и Асплунда. Среди известных проектов Якобсена – элегантно спроектированный в 1930-х годах пляжный поселок в стиле функционализма, состоящий из апартаментов Bellavista, театра Bellevue и пляжных сооружений, включая изящные спасательные стойки, на окраине Копенгагена, а также дом SAS 1960 года, его самое совершенное gesamtkunstwerk (полное произведение искусства), породившее бестселлеры Egg и Swan chairs.

Дом SAS, 1960 г. Арне Якобсен

Другим важным датским архитектором двадцатого века был Йорн Утзон, самой известной работой которого является культовый Сиднейский оперный театр 1973 года, один из многих любимых скандинавских архитектурных экспортов.

Сиднейский оперный театр, 1973 год, автор Йорн Утзон

В настоящее время датская архитектура переживает новую золотую эру. В авангарде и, возможно, самой популярной фирмой на планете на данный момент является Bjarke Ingels Group. Его здания в Дании, такие как любимый Instagram 8 House, 8-Таллет, 2010 года в Копенгагене (на снимке в заголовке) и Национальный морской музей 2013 года в Эльсиноре, известны нестандартными дизайнерскими решениями, которые максимально используют свет, воздух и общественное пространство.

Национальный морской музей, 2013 г., Бьярке Ингельс Групп

Еще одно популярное недавнее здание – Axel Towers, завершенное в 2017 году. Это коммерческий комплекс из пяти округлых секций разной высоты с томпаком и стеклянными фасадами, выполненный компанией Lundgaard & Tranberg Arkitekter.

Axel Towers, 2017 год от Lundgaard & Tranberg Arkitekter

Архитектура Норвегии

Норвегия развивалась по той же архитектурной траектории, что и ее скандинавские соседи, но с некоторыми отличительными особенностями. Во-первых, норвежское дерево (Битлз были в чем-то правы) играет особенно определяющую роль в архитектуре страны.

Как и в Финляндии, в стране, получившей полную независимость от Швеции только в 1905 году, существовало патриотическое желание разработать национальный архитектурный стиль, но в Норвегии это не пришло так легко, как у финнов. Не появилось ни Сааринена, ни Аалто, которые вывели бы норвежскую архитектуру на мировую арену.

Городская ратуша Осло, 1950 год, работы Арнстейна Арнеберга и Магнуса Поульссона

Вместо этого несколько архитекторов внесли свой вклад в создание национального портфолио. Среди них Арнстейн Арнеберг и Магнус Поулссон, наиболее известные по Городская ратуша Осло (спроектированная в начале 1930-х годов, но не завершенная до 1950 года) с архитектурой Функиса и прикладным искусством на норвежскую тематику; Арне Корсмо, чьи основные проекты включают в себя здание из стекла и бетона Вилла Стенерсен 1939 года, позже использовавшаяся как резиденция премьер-министра; и Сверре Фен, лауреат Притцкеровской премии 1997 года, чьи работы, такие как Музей ледника, были отмечены за баланс между современными формами и тщательным учетом контекста.

Вилла Стенерсен, 1939 год, автор Арне Корсмо

Музей ледника, 1997 г. Сверре Фен

Следуя по их стопам, нынешнее поколение подняло архитектурный авторитет Норвегии еще выше, возглавляемое всемирно известной фирмой Snøhetta, чьим самым известным отечественным проектом является Оперный театр в Осло 2008 года. Здание на набережной с покатой крышей, доступной для пешеходов, и общественным фойе, отделанным стеклом и деревом, считается одним из самых ярких событий в культурной и дизайнерской жизни столицы.

Оперный театр Осло, 2008 г. Snøhetta

С помощью этого и других проектов, таких как Helen & Hard’s Библиотека и культурный центр Веннесла 2011 года, с главным залом, отделанным деревом, долгое стремление к национальному стилю, прославленному на родине и признанному на международном уровне, было реализовано.

Библиотека и культурный центр Веннесла, 2011 год, автор Хелен и Хард

Архитектура Исландии

Исландская архитектура в значительной степени опирается на захватывающие дух природные ландшафты острова. В стране, которая стала полностью независимой от Дании только в 1944 году, до двадцатого века не было собственных местных архитекторов.

Первым из них, кому приписывают единоличное определение национального стиля, был государственный архитектор Гудьон Самуэльссон. Его Национальный театр, построенный в 1950 году, хотя и спроектированный в 1920-х годах, и Халльгримскиркья, крупнейшая церковь страны, строившаяся поэтапно с 1930-х по 1980-е годы, были построены из бетона, но имитировали колонны базальтовых лавовых скал, которые являются национальным достоянием.

К числу современных примечательных зданий относятся Городская ратуша Рейкьявика (1992) и Верховный суд (1996), созданные супружеской парой Маргрет Хардардоттир и Стивом Кристером из Studio Granda, в которых использован целый ряд фасадных материалов, включая базальт.

Здание мэрии Рейкьявика, 1992 год, Studio Granda

Из более поздних работ можно отметить концертный и конференц-зал “Харпа 2011 года, с его цветным стеклом и металлическим каркасом, вдохновленным кристаллической текстурой базальтовых образований, стал результатом сотрудничества между копенгагенской компанией Henning Larsen Architects и датско-исландским художником Олафуром Элиассоном. Подобные перекрестные проекты в скандинавской архитектуре – обычное дело, среди других примеров – пешеходный мост в Бергене, Норвегия, созданный Studio Granda и норвежской инженерной фирмой, который открылся в прошлом году.

Концертный и конференц-зал “Харпа”, 2011 год, проект Henning Larsen Architects & Ólafur Elíasson

Будущее скандинавской архитектуры

Скандинавская архитектура продолжает творчески и инновационно реагировать на вызовы и возможности сегодняшнего дня. К давним приоритетам функциональности и баланса с природой добавляется все более настойчивое стремление к экологической устойчивости.

Snøhetta, например, сотрудничает с консорциумом, включающим шведскую строительную фирму Skanska, для создания зданий, генерирующих больше энергии, чем потребляющих, таких как Средняя школа Монтессори Powerhouse Drøbak , построенная в 2018 году в Норвегии, отличается солнечной энергией, геотермальными скважинами и энергоэффективным дизайном.

В Копенгагене компания BIG Завод по переработке отходов в энергию Amager Bakke, строительство которого будет завершено в 2019 году, снижает выбросы углекислого газа в атмосферу города и показывает, что быть зеленым может быть весело: на крыше оборудован лыжный склон.

Остаются и другие проблемы, в частности, создание качественного жилья для всех в эпоху, когда хороший дизайн является высоко ценимым товаром. Эти вопросы, вероятно, будут освещены в следующих главах истории скандинавской архитектуры.

Written by Dizajn Interera

Recent News

Максимализм в скандинавском дизайне интерьера

Скандинавский дизайн “максимализм” ориентирован на добавление ощущения «большего» в вашей квартире, чем типичный скандинавский стиль интерьера, ориентированный на «добавление лагома»...

Скандинавский дизайн интерьера: все, что вам нужно знать об этом зимнем и вдохновленном природой стиле

Мы поговорили с несколькими экспертами о том, что определяет стиль, зародившийся в Скандинавии в 1950-х годах. Прежде всего, дизайн вашей...

Все органические

В центре обеденной зоны – скульптурный стол Gabby и стулья Interlude. В гостиной отделка венецианской штукатуркой от Artstar Custom Paintworks...

Счастливый микс

В гостиной ниша обрамляет реликвийный азиатский сундук. Стены гостиной, покрытые венецианской штукатуркой, служат элегантной оболочкой для эклектичной мебели. Диван по...

Прибрежная классика

Если смотреть спереди, то странные углы дома кажутся смягченными в результате реконструкции; купол остался от первоначального строительства. На палубе, куда...

Дэвид Тулструп превращает склад 19 века в Копенгагене в апартаменты

Датский дизайнер Дэвид Тулструп отремонтировал 218-летний склад на берегу канала в Копенгагене, чтобы создать четыре квартиры, отличающиеся “спокойной роскошью”. Склад,...

Post a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *


X