Требовалось превратить это небольшое здание, расположенное в районе Борне в Барселоне, конца XIX века, с 4 этажами (но едва ли 20 кв. м на этаж), в место, где можно было бы работать и проводить короткие визиты в Барселону, хотя за эти 8 лет личная и семейная ситуация клиента изменилась, и проект был адаптирован к ней.
Изначально здание было в руинах, с очень поврежденными плитами перекрытия, слабыми лестницами, часть которых была снесена. К этому добавилась необходимость адаптировать здание к действующим нормам, что с самого начала сделало практически невозможным повторное использование интерьера, в результате чего здание было полностью снесено, сохранив только фасады и перегородки, а также перекрытия крыши (но не лестничную башню, которая была восстановлена).
Процесс строительства, медленный и сложный, по крайней мере, позволял принимать решения, поскольку сущность усадьбы раскрывалась по мере сноса. Так, после того как были снесены все перекрытия и здание предстало в виде стройной и высокой призмы, образованной стенами с совершенно разнородным составом из всевозможных кирпичей и камней, расположенных без видимого порядка и композиции, идея оставить все эти стены открытыми стала концептуальной: эти четыре стены высотой более 15 м – музей истории здания, где любые следы его строительства (арки, перемычки, лестницы и балки) и его использования (остатки раствора, мебель, облицовка…) будут оставлены без изменений..) будут оставлены без изменений и выставлены во всей своей грубости. Новые этажи (всего 3) будут поддерживаться новыми балками между перегородками, которые не будут касаться ни одного из двух фасадов: по отношению к главному фасаду их будет отделять лист стекла, а по отношению к внутреннему фасаду лестничная клетка будет представлять собой 4-этажную пустоту, объединяющую весь интерьер и демонстрирующую удивительную высоту такого стройного здания. Таким образом, проект определен, осталось определить назначение каждого этажа и решить технические вопросы.
Доступ – кухня-столовая, гостиная, ванная-гардеробная, спальня и терраса образуют последовательность использования снизу вверх. В любом случае, за исключением кухонной мебели и оборудования для ванной комнаты, ничто другое не занимает этажи, так что их использование может быть изменено со временем или по необходимости, а также превратить этажи в рабочие пространства.
Присутствие установок, с самого начала исключающее канавки в стенах или небольшие колодцы, приобретает внутри особую и значимую роль: 7 цилиндров из нержавеющей стали проходят по всей высоте здания, проводя все электрические, вентиляционные, водопроводные, вытяжные, санитарные, кондиционирующие и телекоммуникационные установки внутри 6 цилиндров, оставляя один из них пустым для будущих нужд. Эти цилиндры не скрыты и проходят по зданию через мебель и пол. Остальные установки всегда на виду, никогда не встраиваются, подчеркивая неровности каменной кладки стен, на которых они расположены, освобождая их от новых сервитутов.
С точки зрения материальности, в новых элементах, которые будут реализованы, была достигнута определенная утонченность, в противовес грубой выразительности существующих стен, осознавая, что пространство должно вмещать в себя дом. Так, кухня представляет собой мебель из матовой латуни, блестящую и с отблесками, с белой мраморной столешницей; оборудование ванной комнаты обшито лакированным деревом слегка кремового цвета, с черными и латунными деталями; “изголовья” полов покрыты белым микроцементом; гидравлическая мозаика, микроцемент и дубовые полы добавляют тепло и цвет в интерьер; а потолки из лакированного дерева включают регистры и решетки для “дизайна” этих потребностей.
Все строение выкрашено в белый цвет в поисках определенной материальной абстракции, особенно в разработке винтовой лестницы, которая разработана как свободно стоящий цилиндр, проходящий по всей высоте здания, не касаясь его стен, предлагая пиранезийские виды, которым способствует неоднородность стен и разнообразие точек зрения. Напротив, все детали на существующих стенах прямые и необработанные: оконные рамы выполнены на прямом растворе, предварительные рамы не скрыты, а структурные элементы связей оставлены неполированными. Сверху, на лестничном пролете, люк вводит красивую градацию света до самых нижних уровней; по направлению к фасаду стеклянные листы отражают освещение между этажами и создают постоянно меняющиеся отражения, позволяя любоваться фасадом в полный рост изнутри, как это происходит в пустоте лестничного пролета.
Главный фасад был отреставрирован в строгом соответствии с предписаниями департамента наследия, вернув ему образ прошлого, которого у него, конечно же, никогда не было. Только у входной двери мы смогли придумать фасад, воспроизводящий трехмерный дизайн классической гидравлической мозаики (использованной на первом этаже и очень любимой заказчиком) с взорванным видом ромбов и треугольников, отделанных тремя видами алюминия, который скрывает дверь (узнаваемую только по замку) и абстрагирует вход.
Архитекторы: Рауль Санчес; Площадь: 105 м²; Год: 2022; Фотографии: Хосе Хевиа;