В современных резиденциях воссоздание сцены горной жизни сродни традиционной китайской живописи. Она не делает акцент на тщательном изображении объективных деталей с помощью изысканной техники кисти, а скорее сосредотачивается на выражении стремлений через предметы, а эмоций – через пейзажи. Оригинальное архитектурное пространство рассматривается как чистый холст, на котором можно рисовать и писать по своему усмотрению.
Бамбук является важным представителем духа китайской литературы. В проекте Zijin No.1 Courtyard Цуй Шу использует бамбук в качестве тематического элемента. Несколькими штрихами он обрисовывает идеальный образ жизни в уединении в окружении бамбука.
В эпоху династии Сун популярная концепция “городских гор и лесов” демонстрировала стремление включить в городское пространство естественные сцены горного жилища.
После династий Мин и Цин, в связи с резким сжатием городского пространства, иметь дома “гору” стало роскошным стремлением. Поэтому появился метод “рассматривать стены как горы”. В этом проекте Цуй Шу исследует новые формы выражения “стены-горы”.
Выступающая полустена у входа визуально сужает проход в коридор, контрастируя с последующим простором общественного пространства внутри.
В нижней части полустены открыто небольшое окно, через которое выступает кусок черного гранитного мрамора. Текстура камня сохранена. Если поставить на него горшок с растением, то сразу возникает образ стены гор и лесов.
По мере того как люди перемещаются по пространству, они рассматривают его под разными углами, что приводит к различным интерпретациям “горы”.
Гранит с естественной текстурой неоднократно использовался в качестве панелей шкафов и полок, контрастируя с поношенными деревянными досками и придавая помещению деревенский шарм.
Камень, взятый из гор, возвращает к идее перекрывающихся вершин; дерево, часть леса, возвращает к образу пышных гор. Эти элементы отражают восточную философию, которую Цуй Шу пытается выразить в пространстве.
Китайские сады предназначены не только для жизни, но и как место, где можно любоваться меняющимися пейзажами, бродить и играть. В современных домах принято делить пространство на отдельные закрытые комнаты по функциональному признаку. Чтобы восстановить этот опыт блуждания, Цуй Шу сначала открывает относительно закрытые комнаты и соединяет различные открытые пространства “коридорами”, создавая разнообразные возможности для блуждания и просмотра.
Фойе расположено параллельно столовой, кухне и гостиной. Таким образом, “колонны” здесь служат одновременно и структурами, и границами пространства.
Потолок фойе оформлен тонким бамбуком, намеренно добавляя пространству ощущение объема. Он как бы пересекается со стеной гостиной, усиливая связь между двумя зонами и образуя тонкий баланс с прозрачными материалами. Благодаря свету, падающему сверху, в фойе появляются неоднозначные тени.
Окно гостиной также перекликается с ним в форме “колонны”, воссоздавая ритм вертикальных стен и обеспечивая при этом прозрачность. Полупрозрачные жалюзи и слегка выступающий бамбук в горшках напоминают яркую картину, написанную тушью.
Поднявшись на второй этаж, можно попасть в чайную комнату, где люди могут сидеть на полу и пробовать чай. Тень бамбука и аромат чая наполняют комнату, воссоздавая уют и удовольствие от “наслаждения чаем Цзысунь под бамбуком в кругу друзей” литераторов династии Тан.
Рифленое стекло в спальне служит полустеной-перегородкой. Оно открывает новое визуальное измерение по вертикали, создавая отвлекающее видение неразличимости, когда кто-то проходит мимо. Косые карнизы, круглый потолок и антикварные открытые полки в какой-то степени являются экстрактами и переводами языка дизайна из старинной архитектуры и традиционных жилых помещений.
Благодаря изобретательности дизайнера Цуй Шу проект Zijin No.1 Courtyard успешно интегрирует эстетическую концепцию жизни в горах и бамбуке в жизнь современной виллы, создавая резиденцию, сочетающую классический шарм и современный комфорт.
Каждая деталь, включая пространство, свет и тень, материалы, раскрывает тоску дизайнера по природе и новую интерпретацию восточной философии. Такая резиденция не только дает возможность испытать радость от странствий по пространству, но и воплощает идеал интеграции жизни и странствий, питая тело и разум.
Название проекта: Bamboo Box; Местонахождение проекта: Район Даксин, Пекин, Китай; Проектная фирма: Cun Design; Главный дизайнер: Цуй Шу; Площадь здания: 450㎡; Время проектирования: Февраль 2021; Время завершения: Сентябрь 2023; Фотография: ICY WORKS;