В лондонском Музее Виктории и Альберта открылась выставка “Тропический модернизм”, которая рассказывает об эволюции архитектурного движения от колониального импорта до “инструмента государственного строительства”.
По словам представителей Музея Виктории и Альберта (V&A), выставка призвана изучить сложный контекст, динамику власти и постколониальное наследие тропического модернизма – архитектурного стиля, развившегося в Южной Азии и Западной Африке в конце 1940-х годов, – а также привлечь внимание к его скрытым фигурам и прославить их.
“Тропический модернизм переживает нечто вроде модного возрождения как экзотический и эскапистский стиль, популярный в зеленеющих роскошных отелях, барах и домах в бетонных джунглях”, – рассказал Dezeen ведущий куратор выставки Кристофер Тернер.
“Но у него проблемная история, и, изучая контекст британского империализма и деколониальной борьбы, выставка стремится взглянуть на историю тропического модернизма до и после независимости, и показать кое-что из политики, скрывающейся за бетоном”, – продолжил он.
Выставка следует за выставкой V&A “Тропический модернизм” на Венецианской биеннале 2023 года, где были представлены предварительные исследования тропического модернизма в условиях Западной Африки.
Для собственной итерации выставки были представлены дополнительные архитектурные модели, чертежи и архивные изображения, чтобы рассмотреть тропический модернизм в Индии наряду с африканской перспективой.
Выставочные материалы расположились в ряде комнат галереи Портера, разделенных яркими перегородками и жалюзийными стенами, отсылающими к мотивам тропического модернизма.
Выставка начинается с прослеживания тропического модернизма до его раннего развития британскими архитекторами Джейн Дрю и Максвеллом Фраем. Находясь вместе в Гане с 1944 года, Дрю и Фрай адаптировали международный модернизм к африканскому климату, предлагая функциональный, а не декоративный дизайн.
Дрю и Фрай также стали частью Департамента тропических исследований Архитектурной ассоциации (АА), которая с 1954 года экспортировала британских архитекторов в колонии в попытке нейтрализовать призывы к независимости.
Выставка продолжает рассказывать о местных ганских деятелях, работавших с Фраем и Дрю, отмечая перестановку сил, происходившую за кулисами, чтобы вернуть архитектурный стиль в зарождающуюся эпоху колониальной свободы.
Влиятельные политические лидеры Джавахарлал Неру в Индии и Кваме Нкрума в Гане – ключевые персоны выставки, обрамляющие эволюцию тропического модернизма от замысла до регионализации.
“Герои нашей выставки – Неру и Нкрума, первые премьер-министры Индии и Ганы”, – пояснил Тернер. “Тропический модернизм, колониальное изобретение, пережил переход к независимости и был использован и адаптирован Неру и Нкрумой в качестве инструмента государственного строительства”.
“Нкрума, который иногда набрасывал проекты нужных ему зданий на салфетках, создал первую архитектурную школу в Африке к югу от Сахары для подготовки нового поколения африканских архитекторов, и это учреждение сотрудничает с нами в рамках пятилетнего исследовательского проекта по тропическому модернизму”.
С помощью множества физических моделей и артефактов город Чандигарх становится фокусом повествования выставки о тропическом модернизме в Индии.
При премьер-министре Джавахарлале Неру Чандигарх стал первым крупномасштабным модернистским проектом, в рамках которого Дрю и Фрай вместе с французским архитектором Ле Корбюзье разработали план идеального утопического городского центра.
Как и в случае с Нкрумой, который видел, как африканизация архитектуры может стать символом прогресса и перемен, выставка также призвана подчеркнуть стремление Неру к локализованному модернизму, опирающемуся на индийский фольклор, а не на западный стиль Баухаус.
Кульминацией экспозиции станет видеоролик с 16 ключевыми сооружениями тропического модернизма, перемежающийся интервью и кадрами, объясняющими социальный и политический контекст, лежащий в основе реализации каждого здания.
“Мы создали трехэкранный 28-минутный фильм, снятый в Гане и включающий панорамные портреты более десятка зданий, нарезанные архивными кадрами того времени и интервью с такими архитекторами, как Джон Овусу Аддо и Генри Веллингтон, а также с дочерью Нкрумы, политиком Самией Нкрумой”, – говорит Тернер.
По словам Тернера, выставка призвана устранить пробелы в коллекциях и архивах V&A, относящихся к архитектуре и дизайну глобального Юга.
“Архивы сами по себе являются инструментами власти, а западноафриканские и индийские архитекторы не так заметны в существующих архивах, что сейчас осознали многие учреждения и работают над устранением этой проблемы”, – объясняет Тернер.
“Тропический модернизм в значительной степени был совместным творчеством с местными архитекторами, которых мы попытались назвать – все они должны быть гораздо более известны, но исключены из установленных канонов”.
Возвращение тропического модернизма в современный дискурс также было важно для V&A как своевременное исследование низкотехнологичных и пассивных стратегий дизайна.
“Тропический модернизм был архитектурой, учитывающей климат, – он стремился работать с климатом, а не против него”, – говорит Тернер.
“Поскольку мы столкнулись с эпохой изменения климата, важно, чтобы научно обоснованные принципы пассивного охлаждения тропического модернизма были переосмыслены и переосмыслены для нашей эпохи”, – добавил он.
“Я надеюсь, что людям будет интересно узнать больше об этих моментах постколониального волнения и возможностей, а также о борьбе, в результате которой были завоеваны эти с таким трудом полученные свободы.”
В музее V&A в Южном Кенсингтоне хранятся постоянные национальные коллекции, а также проводятся временные мероприятия и выставки.
В рамках Лондонского фестиваля дизайна 2023 в музее была представлена мебель, сделанная из автомобиля Alfa Romeo дизайнером Анду Масебо, а ранее в этом году архитектор Шахед Салим создал павильон в форме мечети в V&A в рамках фестиваля Рамадан 2023.
Фотографии предоставлены Музеем Виктории и Альберта.
Выставка “Тропический модернизм: Архитектура и независимость” будет проходить со 2 марта по 22 сентября 2024 года в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. О других мероприятиях, выставках и беседах по архитектуре и дизайну читайте в путеводителе по событиям Dezeen.