Выставка Oltre Terra призывает к “конструктивным отношениям” между людьми и овцами

Дизайнерский дуэт Formafantasma представил в Национальном музее Норвегии в Осло выставку об истории и будущем производства шерсти, на которой представлены туника возрастом 1 700 лет и ковер, сделанный из отходов волокон.


Андреа Тримарчи и Симоне Фаррезин из Formafantasma создали выставку Oltre Terra под кураторством Ханны Эйде, чтобы раскрыть прошлое и настоящее человечества в его отношениях с овцами и, как следствие, с производством шерсти.

Ковер из грубой шерсти
Oltre Terra включает в себя ковер, изготовленный из выброшенных шерстяных волокон

На выставке представлены архивные и современные объекты, включая копии семи различных пород овец в натуральную величину и инструменты для стрижки овец, расположенные в одной галерее национального музея Норвегии в стиле диорамы.

Овцы были одними из первых животных, одомашненных человеком, и впервые были выведены охотниками-собирателями около 11 000 лет назад.

Инструменты для стрижки овец на выставке Formafantasma
Инструменты для стрижки овец также представлены на выставке

По словам Formafantasma, это положило начало сложным отношениям.

“Национальный музей Норвегии (который заказал Oltre Terra) был заинтересован в том, чтобы мы разработали работу, связанную с местным сообществом в Осло, потому что шерсть была чрезвычайно важным материалом в норвежской культуре до развития промышленности, связанной с нефтью и сельским хозяйством”, – рассказали Dezeen Тримарчи и Фаррезин.

Большая открытая диорама на выставке Oltre Terra
Дизайн выставки указывает на диорамы

Цель Oltre Terra – объединить артефакты, которые обычно можно увидеть в музеях естественной истории, с теми, которые чаще всего выставляются в галереях искусства и дизайна, чтобы подчеркнуть взаимозависимость между биологической эволюцией и производственными процессами.

Среди экспонатов выставки – кремовый ковер от CC-Tapis, изготовленный из четырех различных шерстяных волокон, добытых из 12 итальянских пород овец.

Эта шерсть осталась после производства и обычно выбрасывается из-за своей грубости, но ковер призван проиллюстрировать, как эти грубые волокна могут быть использованы для изготовления изделий, не имеющих прямого контакта с кожей.

Модель овцы на выставке Formafantasma
На выставке представлены артефакты, которые обычно можно увидеть в музеях естественной истории и художественных галереях

Также на выставке можно увидеть шерстяную тунику возрастом 1700 лет, которая была найдена в 2011 году в сохранности под горным ледником в 200 милях к северо-западу от Осло, и шерстяные паруса, которые использовались для лодок эпохи викингов.

В центре инсталляции находится видео, которое Formafantasma создала совместно с художницей Джоанной Пиотровской. Фильм под названием Tactile Afferents посвящен чувству осязания и исследует способы взаимодействия человека с овцами на протяжении долгого времени.

Исторические маски
Маски варьируются от современных до исторических артефактов

На выставке также представлены реплики известных представителей вида, таких как Шрек, мериносовая овца из Новой Зеландии, которая, как и многие другие, была обнаружена в дикой природе с заросшей шерстью в 2004 году после того, как за шесть лет до этого сбежала из домашнего стада.

По мнению Formafantasma, это пример того, как овцы нуждаются в людях.

“Многие люди выступают против животноводства, которое, если оно интенсивное, мы тоже считаем крайне проблематичным”, – говорят дизайнеры.

“Но в настоящее время овцы не похожи на своих диких предков, муфлонов – они не теряют шерсть естественным образом. Им нужны люди, чтобы стричь их”.

Рукав шерстяной туники
Шерстяная туника возрастом 1700 лет представлена на выставке

Экспозиционный дизайн выставки отсылает к концепции диорамы – миниатюрным или крупномасштабным моделям, которые можно увидеть в музеях, заключенным в стекло и обычно демонстрирующим трехмерные фигуры.

Для Oltre Terra диорама была “взорвана” на части и оставлена открытой, а не закрыта стеклом, чтобы позволить посетителям почувствовать себя более связанными с экспонатами и поставить под сомнение границу между искусством и наукой.

“Мы хотим объединить повествования и показать, что это сложные экологии, которые должны быть показаны вместе”, – говорят Тримарчи и Фаррезин об инсталляции.

“Цель выставки – исследовать эти очень интимные и в то же время сложные отношения между людьми и животными, в которых стираются границы между укротителями и одомашненными”, – продолжили дизайнеры.

Кадр из фильма
Tactile Afferents – это фильм, представленный в центре диорамы

Тримарчи и Фаррезин объяснили, что одной из главных целей выставки является поощрение взаимной зависимости и уважения между людьми и овцами, особенно когда речь идет о сельскохозяйственной практике.

“Отношения между людьми и овцами гораздо сложнее и запутаннее”, – добавили они.

“Как и в человеческих отношениях, есть жестокие отношения, а есть просто отношения и конструктивные отношения. То, что мы делаем сейчас (с домашним скотом), в некоторых случаях является крайне жестоким, но это не значит, что овцы, животные и люди не могут жить в процессе симбиоза”.

Реплика про овец
Компания Formafantasma создала множество реплик овец для выставки

Свое название выставка получила от этимологии слова “transhumance”, которое образовано сочетанием латинских слов trans (через, “oltre” по-итальянски) и humus (земля, “terra”) и обозначает практику перегона скота с одного пастбища на другое.

Основанная Тримарчи и Фаррезином в 2009 году, Formafantasma ранее уже представляла другие выставки, посвященные материалам, в том числе выставку о древесине совместно с мебельным брендом Artek, которая прошла в Музее дизайна в Хельсинки в прошлом году. Студия также изменила дизайн своего сайта, чтобы сократить выбросы углекислого газа.

Автор фотографий – Ина Везенберг.


Кредиты проекта:

Команда Formafantasma: Сара Барилли, Алессандро Челли и Грегорио Гонелла

Куратор: Ханна Эйде

Oltre Terra будет выставлена в Национальном музее Норвегии с 26 мая по 1 октября 2023 года. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. в Dezeen Events Guide.

Written by Dizajn Interera

Recent News

Максимализм в скандинавском дизайне интерьера

Скандинавский дизайн “максимализм” ориентирован на добавление ощущения «большего» в вашей квартире, чем типичный скандинавский стиль интерьера, ориентированный на «добавление лагома»...

Скандинавский дизайн интерьера: все, что вам нужно знать об этом зимнем и вдохновленном природой стиле

Мы поговорили с несколькими экспертами о том, что определяет стиль, зародившийся в Скандинавии в 1950-х годах. Прежде всего, дизайн вашей...

Laila Architecture оформляет тель-авивскую квартиру “айсбергом” из березовой фанеры

Архитектурный центр Laila Architecture в Тель-Авиве: квартира с “айсбергом” из березовой фанеры

Прибрежная классика

Если смотреть спереди, то странные углы дома кажутся смягченными в результате реконструкции; купол остался от первоначального строительства. На палубе, куда...

Касса, Санкт-Петербург, Россия, студия “Азбука Дома”, Виталий Битиев

Касса, Санкт-Петербург, Россия, студия “Азбука Дома” и Виталий Битиев

Lindt Apartment by Iya Turabelidze Studio

Lindt Apartment by Iya Turabelidze Studio

Post a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *


X