Куратор Кэтрин Джонсон объясняет историю сюрреализма и его влияние на дизайн в этом видеоролике, снятом Dezeen для Музея дизайна по поводу его последней выставки.
Выставка под названием Objects of Desire: Surrealism and Design 1924 – Today включает в себя почти 350 сюрреалистических объектов, охватывающих моду, мебель и кино.
Выставка, куратором которой является Джонсон, исследует зарождение сюрреалистического движения в 1920-х годах и его влияние на мир дизайна с тех пор.
Здесь представлены некоторые из самых известных сюрреалистических картин и скульптур, в том числе работы Сальвадора Дали, Ман Рэя и Леоноры Каррингтон, а также работы современных художников и дизайнеров, таких как Диор и Бьорк.
“Сюрреализм родился после ужасов Первой мировой войны, в период конфликтов и неопределенности, и был творческим ответом на этот хаос”, – сказал Джонсон в видеоролике.
“Он увидел в разломе мира возможность встряхнуться, сделать все по-другому, думать по-другому, признать подсознание и его важность для нашей повседневной жизни”.
Выставка исследует влияние сюрреализма на современный дизайн, причем почти треть представленных на ней предметов относится к последним 50 годам.
“Мы хотим начать разговор о том, что такое сюрреализм и почему он важен сейчас”, – говорит Джонсон.
Название выставки указывает на важность концепции желания в этом движении. В видеоролике Джонсон объясняет, что сюрреалистическое движение началось с поэзии: французский поэт и писатель Андре Бретон написал первый сюрреалистический манифест.
Бретон описал желание как “единственную движущую силу в мире” и “единственного хозяина, которого люди должны признавать”.
Выставка разделена на четыре темы. Она начинается со знакомства с сюрреализмом 1920-х годов и исследует влияние этого движения на повседневные предметы, а также его ключевую роль в эволюции дизайна на протяжении всего двадцатого века.
Другая часть выставки исследует сюрреализм и дизайн интерьера, поскольку ранние представители движения были заинтересованы в том, чтобы передать ауру или тайну повседневных бытовых предметов.
Среди экспонатов – “Porte-Bouteilles” Марселя Дюшана, скульптура из подставок для бутылок, и “Cadeau/Audace” Ман Рэя, традиционный плоский утюг с одним рядом из 14 гвоздей.
Выставка переходит в 1940-е годы, когда дизайнеры начинают использовать сюрреалистическое искусство для создания удивительных и юмористических предметов. К таким предметам относятся Sella Акилле и Пьера Джакомо Кастильони и Handlebar Table Джаспера Моррисона.
Ключевой раздел выставки рассказывает о значении сюрреализма в Великобритании, документируя сотрудничество Сальвадора Дали с британским поэтом и меценатом Эдвардом Джеймсом, результатом которого стали некоторые из самых заметных произведений сюрреализма, такие как диваны “Губы Мэй Уэст” и “Телефон-лобстер”.
Другой раздел выставки рассматривает сюрреализм и тело в связи с человеческой формой, сексуальностью и желанием.
В этот раздел вошли “Сигаретные сиськи” Сары Лукас, в которой язык таблоидов используется для разоблачения стереотипов женской сексуальности, и “Сено” Наджлы эль Зейн, в которой подчеркиваются сенсорные удовольствия, доставляемые повседневными материалами.
Фотографии, винтажные обложки журналов и модные вещи демонстрируют влияние сюрреализма на индустрию моды, начиная с 1930-х годов.
По словам Джонсон, “сюрреализм привлек больше женщин, чем любое другое движение со времен романтизма”. Поэтому она хотела, чтобы на выставке были широко представлены художники и дизайнеры-женщины.
“Я думаю, что отчасти это связано с тем, что проблемы тела, сексуальности и домашнего очага были ключевыми темами сюрреализма с самого начала”, – сказала она.
“Но женщины, связанные с этим движением, подходили к этим темам очень оригинально и критически – некоторые из них не считали себя сюрреалистами, но были в диалоге с этими идеями”.
В последнем разделе выставки рассматривается озабоченность сюрреалистов вызовом самому творческому процессу и то, как это привело к созданию оригинальных произведений искусства и дизайна.
По словам Джонсона, современные дизайнеры по-прежнему используют идеи раннего сюрреализма, например, допускают случайность в творческий процесс или используют такие техники, как автоматизм.
“Сюрреалисты пытались писать и рисовать, не думая, и мы видим на выставках и в исследованиях, как они рисуют в автоматическом режиме. Но сейчас, конечно, у современных дизайнеров есть и другие инструменты, которые они могут использовать, чтобы попытаться обойти известное и привычное”, – говорит Джонсон.
В качестве примера на выставке можно привести стул Sketch Chair от дизайн-студии Front, созданный с использованием технологии захвата движения, чтобы перевести движение рисунка в воздухе в 3D-печатную форму.
“Сюрреалисты знали, что изменение разума изменит материальный мир, и сейчас мы находимся на пугающем, но захватывающем этапе создания компьютерного интеллекта, который может быть творческим”, – говорит Джонсон.
Выставка Objects of Desire: Surrealism and Design 1924 – Today открылась в Музее дизайна 14 октября 2022 года и продлится до 19 февраля 2o23 года.
Билеты можно приобрести на сайте designmuseum.org/surrealism.
Партнерский контент
Это видео было подготовлено Dezeen для Музея дизайна в рамках партнерства. Подробнее о партнерском контенте Dezeen можно узнать здесь.