Дизайнерский дуэт Formafantasma в сотрудничестве с мебельным брендом Artek исследует связь между лесозаготовительной и дизайнерской индустриями в Финляндии на выставке в Музее дизайна Хельсинки.
Выставка называется Cambio: О финском лесном хозяйстве”, выставка является частью более широкого проекта Formafantasma “Cambio” – продолжающегося исследования глобального влияния добычи, производства и распространения древесины.
Дуэт объединился с финской компанией Artek для создания выставки, в которой представлены работы, показанные на предыдущих выставках Cambio в Великобритании, Италии и Швейцарии, а также новые произведения, созданные специально для Финляндии.
Выставка “О финском лесном хозяйстве”, включающая оригинальные фильмы и инсталляции, а также архивные материалы, исследует эволюцию лесной промышленности страны с течением времени, уделяя особое внимание дизайну.
“Эта выставка четко связывает дизайн мебели с определенным биомом: лесами”, – рассказали Dezeen основатели Formafantasma Андреа Тримарчи и Симоне Фаррезин.
“В конце концов, речь идет не о продуктах, а об идеях”.
Инсталляция из сложенных в стопку моделей 1933 Stool 60, созданных покойным соучредителем Artek Алваром Аалто, призвана передать непреходящее наследие культового изделия, смешивая винтажные и недавно выпущенные экземпляры.
Табуреты изготовлены из серебристой березы – породы дерева, широко распространенной в Финляндии. Тримарчи и Фарресин объяснили, что на их желание сотрудничать с мебельным брендом повлияли местные производственные привычки Artek.
“Большинство деревьев, используемых в производстве мебели Artek, произрастает в финских лесах, в частности, на территории в радиусе 200 километров от лесопилки, расположенной недалеко от Ювяскюля”, – пояснили дизайнеры.
“Мы рассматриваем Artek не только как дизайнерскую компанию, производящую красивую мебель, но и как пример того, как можно связать производство с конкретной экосистемой”.
Другая инсталляция представляет собой деревянные доски с инфракрасными аэрофотоснимками финского муниципалитета Оривеси, на которых запечатлен недавний покров деревьев в районе торфяных болот.
На крупномасштабные изображения Formafantasma наложил более мелкие исторические черно-белые снимки, сравнивающие среду обитания в предыдущие годы.
Under the Yoke – инсталляция, состоящая из открытки с одноименным произведением финского художника Ээро Ярнефельта 1893 года, изображающим традиционную сцену подсечно-огневого земледелия, в обрамлении деревянных брусьев, взятых с современных вырубок.
Среди представленных на выставке работ Аалто – версия 2022 года его гибкой перегородки Screen 100, созданной в 1936 году, и деконструированные ножки стульев, участвующие в исследовании знаменитой конструкции L-образных ножек для мебели дизайнера.
По данным Helsinki Design Museum, на желание Аалто создать альтернативу популярным в то время металлическим трубчатым ножкам оказали значительное влияние особые свойства древесины березы.
Тримарчи и Фаррезин объяснили, что выставка пытается использовать различные средства массовой информации, чтобы объединить аудиторию, разделяющую идеи о влиянии лесопромышленности.
“Это может показаться банальным, но мы хотим сместить акцент с “вещей” на “контекст””, – заключили дизайнеры.
“Мы хотели бы, чтобы люди воспринимали стулья как куски леса, а дизайн – как результат принятия политических решений, а не только как плод творчества дизайнера”.
Известная своим интересом к проблеме изменения климата, компания Formafantasma реализовала ряд других проектов, в которых исследуется влияние дизайна на окружающую среду.
Среди них – первая выставка Cambio в Лондоне, которая была организована по заказу галереи Serpentine. В прошлом году дуэт также изменил дизайн своего веб-сайта, чтобы попытаться уменьшить “загрязнение, связанное с Интернетом”.
Cambio: О финском лесном хозяйстве” будет проходить в Музее дизайна Хельсинки с 10 июня по 28 августа 2022 года. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. на сайте Dezeen Events Guide.
Фотографии предоставлены Paavo Lehtonen Photography.