Датский музей дизайна (Designmuseum Denmark) обратил внимание на то, как дизайн может формировать будущее с помощью выставки The Future is Present, на которой представлены такие проекты, как трубчатая люстра, сделанная из коровьих кишок.
Выставка, представленная в недавно отремонтированном копенгагенском Designmuseum, демонстрирует ряд “спекулятивных и наводящих на размышления” работ, которые рассматривают четыре темы под названием “Человек”, “Общество”, “Планета+” и “Воображение будущего”.
“Дизайн – это профессия, ориентированная на будущее”, – говорит куратор выставки Пернилле Стокмарр. “Речь идет об изменении существующего в нечто лучшее – и то, что мы делаем в настоящем, создает будущее”.
“Живя в эпоху серьезных глобальных вызовов, эта выставка хочет предложить людям увидеть и поразмышлять о различных возможностях дизайна в этих преобразованиях и побудить их задуматься о том, какого будущего мы хотим”, – сказала она Dezeen.
Среди экспонатов выставки – Inside Out, лампа в стиле люстры, сделанная из 100 метров узлов коровьих кишок, извлеченных из восьми коров. Дизайнер Катрин Барбро Бендиксен стремилась исследовать, как побочные продукты могут быть использованы для переосмысления моделей потребления материалов.
Модный бренд Guðrun & Guðrun с Фарерских островов создал платье Vindur с рюшами и завышенными рукавами-колокольчиками из тканого шелка и молочной пряжи машинной вязки, полученной из отходов молочного производства.
Бренд работал с текстильными дизайнерами Амалией Эге и Шарлоттой Кристенсен и кластерами Lifestyle & Design Clusters над созданием одежды, которая была изготовлена с использованием “традиционной техники, применявшейся в межвоенный период, когда ресурсы были в дефиците, а отходы превращались в ценность”, как сообщает Designmuseum.
Среди более концептуальных работ – Beyond Life, коллекция урн из биоразлагаемой бумажной пены от дизайнера Пии Гальскиодт Бентцен со съемными подвесками, содержащими семена, которые можно выращивать.
“Beyond Life объединяет смерть, потерю и память с осознанием того, что мы, люди, являемся частью бесконечного круга жизни природы”, – говорит Стокмарр.
Также на выставке представлена “Библиотека перемен” – “карта” из висящих карточек из акриловой фольги, на которых изображены современные тенденции и технологии, снабженная вопросами для посетителей, например, “Вы бы уехали из города ради лучшей связи?”.
Стокмарр объяснил, что выставка призвана показать “широту дизайна”, включив в нее работы, различающиеся по масштабу, назначению и средствам.
“Их способность вдохновлять, завязывать разговоры и заставлять посетителей задуматься была приоритетной”, – сказала она.
“Я не хотела, чтобы работы были слишком определенными решениями будущего, экстремальными научно-фантастическими видениями, утопиями или антиутопиями, но исследовательскими работами. Некоторые из них представляют собой совместные исследовательские проекты, а другие дают представление о методах дизайна, ремеслах и творческих экспериментах”.
Наряду с различными проектами на выставке представлены артефакты из собственного архива Designmuseum, которые рассказывают о прошлых идеях будущего.
Один из таких проектов – трехколесное транспортное средство Ellert, первый датский электромобиль, разработанный в 1980-х годах инженером Стином Волмером Йенсеном.
Местная студия Spacon & X создала дизайн выставки The Future is Present с целью отразить ее тематику.
Студия разграничила различные зоны выставки с помощью модульных биопластиковых перегородок, которые змеятся по выставочному пространству, и работала с натуральными материалами, включая элграсс, который был использован для создания акустических матов для борьбы с шумом в музее.
Предметы расположены на столах и цоколях, изготовленных на заказ в сотрудничестве с производителем экологичных материалов Søuld, а студия Natural Material Studio создала для выставки кушетку из мицелия.
Стокмарр объяснил, что выставка призвана стать призывом к действию и дать людям возможность задуматься о своей индивидуальной роли в определении будущего дизайна.
“Задавая больше вопросов, чем давая ответов, выставка хочет вдохновить посетителей”, – считает куратор.
“Выставка признает, что не только дизайнеры, архитекторы, ремесленники и эксперты, но и все мы участвуем в формировании и проектировании будущего с помощью вопросов, которые мы задаем, а также выбора и действий, которые мы предпринимаем сегодня”.
Среди аналогичных недавних выставок, исследующих влияние материалов на климат, можно назвать выставку на Стокгольмской мебельной ярмарке, которая визуализировала выбросы углерода таких распространенных материалов, как бетон, и лондонскую выставку The Waste Age, посвященную тому, как дизайн способствовал росту культуры выбрасывания.
Выставка The Future is Present будет проходить в Designmuseum Denmark с 19 июня 2022 года по 1 июня 2023 года. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. в Dezeen Events Guide.