Куклы Барби и дома мечты, представленные на выставке Barbie: The Exhibition в лондонском Музее дизайна, отражают изменения в визуальной культуре за 65 лет существования знаменитой игрушки.
Выставка Barbie: The Exhibition, на которой представлено более 250 объектов, открывается сегодня и исследует историю куклы с момента ее создания соучредителем компании Mattel Рут Хэндлер в 1959 году.
По словам куратора Даниэль Том, выставка была задумана для того, чтобы раскрыть влияние дизайна игрушки на протяжении последних 65 лет и исследовать “бесчисленные технические, эстетические и культурные решения, которые были приняты при создании Барби”.
“Я бы хотела, чтобы посетители выставки, независимо от того, пришли ли они как поклонники Барби или как скептики Барби, но интересующиеся дизайном, поняли, что на самом деле существует очень сложный и намеренный набор дизайнерских процессов, которые идут на создание кукол и аксессуаров”, – говорит куратор.
“И эта преднамеренность отражает социальный контекст, в котором производится та или иная Барби”, – сказала она Dezeen в Музее дизайна.
“Я хочу, чтобы люди поняли, что Барби – достойное предложение с точки зрения дизайна”, – добавила она.
Дизайн выставки, созданный архитектурным бюро Sam Jacob Studio, включает в себя переливающиеся разноцветные цоколи и цилиндрические ящики в стиле упаковки игрушек, в которых представлены Барби прошлых и нынешних лет, а также прилагающиеся к ним домики мечты и аксессуары.
Среди коллекции – первая кукла 1959 года, раскрашенная вручную, расположенная рядом с архивными кадрами, на которых запечатлены самые ранние Барби, производимые в Японии. На выставке также представлена Кристи, первая чернокожая Барби, созданная в 1968 году, и первые латиноамериканские и азиатские Барби, созданные компанией Mattel.
Отдельный раздел посвящен эволюции 76 причесок Барби, доступных в 94 цветах, а венчает его люстра из волос куклы, сделанная на заказ.
“В 90-е годы я обнаружил, что у многих чернокожих Барби были выпрямленные волосы”, – говорит Том. “Сегодня у Барби разные текстуры волос”.
“Очевидно, что игра с волосами – это весело. Детям нравится расчесывать волосы Барби. Но это еще не все. То, как представлены волосы Барби, – это способ донести до детей ее важность”, – добавила она.
На выставке также представлены куклы Барби из линии 2016 Fashionista, которые были созданы для того, чтобы показать больше типов тела и кожи. Выпущенная в прошлом году первая кукла Барби с синдромом Дауна также представлена на выставке.
“Я думаю, что после редизайна линии Fashionista было предпринято гораздо больше усилий, чтобы предоставить как можно больше различных визуальных рамок для сравнения в линии кукол, чтобы в теории каждый ребенок мог увидеть что-то свое”, – говорит Том.
“Я обнаружил, что в последнее время больше внимания уделяется культурным деталям”, – добавил куратор.
В других частях выставки представлены домики мечты, которые показывают, как архитектурные и мебельные тенденции повлияли на вселенную Барби.
На выставке представлен первый дом мечты Барби, спроектированный в 1962 году. Созданный полностью из картона, одноэтажный дом оснащен современной мебелью середины века, похожей на дизайн Флоренс Кнолл, пионера современного офиса с открытой планировкой.
Отсутствие кухни позиционировало первый “Дом мечты” как “независимую женщину”, утверждает Том, созданную в то время, когда американке было “практически невозможно” получить ипотечный кредит без поручителя-мужчины.
Посетители также могут увидеть желто-красный А-образный дом мечты 1978 года со скатной крышей и угловатыми окнами, который напоминает ранние работы калифорнийского архитектора Фрэнка Гери.
“Для своего времени он был немного авангардным”, – размышляет Том. “Дом выглядит не совсем по-барбиевски в нашем современном понимании – никакого розового цвета, – но эти моменты в истории дизайна Барби отражают то, что происходило в мире дизайна”, – пояснил куратор.
Более поздние архитектурные тенденции также представлены на выставке: дом мечты 1995 года демонстрирует возвращение к более традиционным американским мотивам XIX века, включая угловые башенки и декоративную лепнину, а в интерьере размещены полностью розовые “ситцевые” диваны.
“Это своего рода колониальный стиль архитектуры со створчатыми окнами, портиком и виноградными лозами, взбирающимися вверх по бокам”, – объясняет Том.
Изменения в моде, происходившие на протяжении многих лет, также нашли свое отражение в экспозиции, где представлены различные образы Барби. Так, кукла с уложенной прической одета в миниатюрную версию платья из коллекции Mondrian 1965 года покойного дизайнера Ива Сен-Лорана, а множество более “повседневных” нарядов Барби разместились в ярко-розовом шкафу.
Хотя Том объяснил, что выставка готовилась несколько лет, а не была ответом на прошлогодний фильм о Барби, снятый Гретой Гервиг, на ней можно увидеть пару пушистых розовых мулов и разноцветное платье для катания на роликах, которое носила актриса Марго Робби в фильме.
“У нас была увлекательная, своего рода неформальная беседа с художниками-постановщиками об их процессе”, – говорит куратор.
Она также объяснила, почему музей обратился за выставочным дизайном к Sam Jacob Studio.
“Мы хотели работать с Сэмом, потому что чувствовали, что его эстетика, которая, очевидно, очень вдохновлена поп-музыкой, очень игривая и красочная, отлично подойдет для того, как Барби представляли на протяжении многих лет”.
“Почти все предметы в шоу крошечные”, – добавил Том. “Поэтому мы хотели создать что-то, что придаст ей ощущение присутствия, а в некоторых случаях и монументальности”.
“Нам нужно было придумать такой дизайн, который бы сочетался с этим, но в то же время дополнял его”, – объясняет она.
“Идея о том, что Барби – это отражение культуры, кажется мне интересной”, – считает Том, который отметил включение в экспозицию различных кукол, созданных с определенными “карьерами” – за свою историю у Барби их было более 250.
“Потому что это предполагает, что ее значение или значения находятся в глазах смотрящего – в глазах потребителя. И я думаю, что это одна из причин ее долголетия”, – продолжает куратор.
“Я думаю, что существует тенденция списывать со счетов вещи, которые могут быть женскими или ориентированными на детей, как несколько менее значимые, когда речь идет о дизайне”, – добавила она.
“Барби – это игрушки, они массового производства. Они созданы в первую очередь для того, чтобы с ними играли. Но это не отменяет возможности того, что они являются важными объектами”.
Автор фотографий – Джо Андерхилл.
Выставка Barbie: The Exhibition будет проходить в Музее дизайна с 5 июля 2024 года по 23 февраля 2025 года. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. на сайте Dezeen Events Guide.