Многие женщины-дизайнеры, представлявшие современное движение середины века, сейчас более известны, чем в то время, когда они создавали свои работы, говорит историк дизайна Пэт Киркхэм в интервью для нашей серии “Современный стиль середины века”.
Американский дизайнер Рэй Имз, французский дизайнер Шарлотта Перриан и архитектор Лина Бо Барди – вот некоторые из женщин, признанных сегодня за их вклад в современное движение середины века, которое охватывало период с середины 1940-х до начала 1970-х годов.
Киркхэм, профессор истории дизайна в Кингстонском университете, автор книг о дизайнерах Чарльзе и Рэй Имз и женщинах-дизайнерах XX века в США, утверждает, что возрожденный интерес к модернизму середины века вновь вывел имена некоторых из этих женщин на передний план в дизайне.
“Есть еще некоторые архитекторы, которые не видят в них ценности”
Она объяснила, что, несмотря на коммерческий успех их проектов в десятилетия после Второй мировой войны, многие дизайнеры столкнулись с трудностями в индустрии.
“У этих женщин было много путей, чтобы стать теми, кем они стали, и они не обошлись без жертв и разочарований – я думаю, что они очень расширяют возможности”, – сказала Киркхэм в интервью Dezeen.
“Возможность того, что эти женщины были действительно хороши и делали важную работу, сейчас не так сильно оспаривается, но все еще есть некоторые архитекторы, которые не считают их ценными, а также считают области, которые они относят к женской работе, например, дизайн интерьера, не такими значимыми, как другие области дизайна”.
По словам Киркхэма, в середине XX века женщины часто не получали вознаграждения за свои проекты. В их число входила Рэй Имз, известная по работам, которые она создавала вместе со своим мужем Чарльзом Имзом.
Имзы были видными фигурами в дизайнерском движении середины века. Они познакомились в 1940 году в Академии искусств Крэнбрука в Мичигане, куда Рэй поступила как художник-абстракционист, желающий расширить свою художественную практику, а Чарльз был архитектором, получавшим стипендию по промышленному дизайну.
Рэй и Чарльз поженились в 1941 году и основали бюро Eames Office в Лос-Анджелесе. Вместе они стали влиятельными дизайнерами в области архитектуры, мебели, графического дизайна и кино, но Рэй часто получала меньше заслуг, чем ее муж.
Мебель Herman Miller, продаваемая под именем Чарльза Имза
Они разработали множество предметов для мебельного бренда Herman Miller, включая культовое кресло Eames Lounge Chair в 1956 году.
“Несомненно, многие вещи выходили под именем Чарльза, – говорит Киркхэм, – мебель Herman Miller продавалась в течение многих лет под названием “от Чарльза Имза””.
“Сейчас Рэй, похоже, почти такое же имя в обиходе, как и Чарльз Имз”.
Киркхэм также рассказала, что Рэй, у которой она брала интервью до того, как дизайнер скончалась в 1988 году, обладала талантами, не связанными с ее сотрудничеством с Чарльзом. Их часто не замечали, но теперь они открываются посмертно, поскольку модернизм середины века и творчество Имзов продолжают вдохновлять.
“Вы получите совсем другую картину, если сфокусируетесь на женском ракурсе”, – говорит Киркхэм. “Просто исследуя Рэй, можно обнаружить тонну вещей, о которых никто не беспокоился”.
“Влияние Рэй было очень сильным в интерьерах – ее значение для их эстетики было действительно решающим”.
“Он был довольно артистичным архитектором, но его также очень интересовали технологии”, – продолжает Киркхэм. “Рэй часто говорила, что, по ее мнению, одна из проблем американского образования в ее молодости заключалась в том, что женщин не учили технологиям – она считала, что это было бы полезно для нее”.
Перриан – еще один дизайнер, чьи проекты были неверно оценены. В период с 1927 по 1937 год она сотрудничала с архитекторами Ле Корбюзье и Пьером Жаннере в создании мебели, в том числе кресла LC2 Grand Confort и Chaise Lounge, но как женщина она не получила такого признания, как ее коллеги-мужчины.
После 10 лет работы на Ле Корбюзье Перриан “вышла из его тени и начала собственную успешную карьеру”, пишет The New York Times.
Перриан продолжала заниматься дизайном в середине века и проявила особый интерес к созданию стеллажей. Один из самых известных ее проектов – модульная система хранения Bibliothèques, созданная одноименным ателье французского архитектора Жана Пруве.
Мебель Перриан, якобы ошибочно приписываемая ей как совместная разработка с Пруве
Она создала еще несколько итераций стеллажей под названием Nuage, которые выпускались Galerie Steph Simon до 1970 года.
Позднее семья Перриан оказалась вовлечена в длительный судебный спор по поводу авторства Nuage, которое, как они утверждали, было ложно приписано частично Пруве после его смерти.
Несмотря на то, что в некоторых случаях ее сотрудничество с дизайнерами-мужчинами оставляло ее в тени и недооценивало, Киркхэм считает, что благодаря ее связям с Ле Корбюзье Перриан сейчас легче обнаружить, чем других женщин-дизайнеров середины века.
“В европейском модерне дизайнеры часто не получают должного признания”, – говорит Киркхэм.
“В 1930-х годах Шарлотта Перриан создавала проекты для Корбюзье, и ее вычеркнули из истории, потому что она работала с очень известным архитектором”.
По словам Киркхэма, необходимо уделять особое внимание тому, чтобы больше узнать о женщинах-дизайнерах, работавших в Центральной и Южной Америке.
Она объяснила, что интерес людей к модернизму часто приводит их к дизайну плодовитых европейских и североамериканских мужчин этого движения, но это можно направить и в другое русло.
“Интерес к модернизму все еще часто вызывает интерес к дизайнерам-мужчинам, поэтому мне кажется, что еще есть тонна женщин, которых предстоит открыть”, – сказала она.
“Работы из Центральной и Южной Америки требуют гораздо большего интереса, но интерес к модернизму стоит на первом месте”.
Бо Барди – один из самых известных южноамериканских дизайнеров середины века. Она родилась в Италии и переехала в Бразилию вместе с мужем после поездки в Рио-де-Жанейро в 1946 году.
В 1951 году Бо Барди стала гражданкой Бразилии и жила в Сан-Паулу. В том же году она завершила свой первый архитектурный проект, построив собственный дом Glass House, и спроектировала культовый стул Bardi’s Bowl Chair.
В качестве еще одного дизайнера, представляющего особый интерес, Киркхэм назвал уроженку Кубы Клару Порсет. Порсет училась в Париже и США, и хотя она вернулась на Кубу, но в 1935 году была вынуждена покинуть страну из-за участия во всеобщей кубинской забастовке.
Найдя убежище в Мексике, культура страны и местная мебель повлияли на многие ее проекты, включая деревянное и плетеное кресло Butaque.
Музей современного искусства (MoMA) назвал Порсет “первопроходцем в дизайне” и заявил, что она была единственной женщиной, которая работала с самыми известными мексиканскими архитекторами-модернистами, включая Луиса Баррагана, Макса Кетто, Хуана Сордо Мадалено и Марио Пани.
“Новые имена открываются каждый день”
Киркхэм считает, что важно исправить ошибки прошлого, из-за которых некоторые женские модели в стиле mid-century modern остались незамеченными.
Сегодня, когда интерес к модерну середины века широко распространен, она объяснила, что некоторые люди пересматривают старые документы и обнаруживают больше женщин-дизайнеров этого движения.
“Одна из интересных вещей заключается в том, что модерн середины века не был популярен в 1980-х годах”, – говорит Киркхэм. “Сейчас наблюдается огромное возрождение интереса к нему”.
“Это важное наследие, и каждый день открываются новые имена”, – продолжает она. “Они придают силы, и я думаю, что они придают силы молодым студентам-дизайнерам”.
Верхняя фотография Киркхэма принадлежит Кейси Келбау, любезно предоставлена Bard Graduate Center.
Современный стиль середины века
Эта статья является частью серии Dezeen “Современный дизайн середины века”, в которой рассматривается непреходящее присутствие современного дизайна середины века, рассказывается о его самых известных архитекторах и дизайнерах, а также исследуется развитие стиля в 21 веке.
Эта серия была создана в партнерстве с Made – британским мебельным ритейлером, который стремится предлагать эпатажный дизайн по доступным ценам, с целью сделать каждый дом таким же оригинальным, как и люди, живущие в нем. Поднимите настроение повседневной жизни с помощью коллекций, созданных на века, которые уже сейчас можно приобрести на сайте made.com.