Вернер Пантон произвел фурор своим новаторским подходом к дизайну мебели и освещения. В нашей серии “Современный стиль середины века” мы рассказываем о датском дизайнере, чьи яркие предметы и интерьеры определили целую эпоху.
Благодаря ярким цветам и волнистым формам стулья Heart Cone и Panton Вернера Пантона являются одними из самых знаковых произведений дизайна 1950-х и 60-х годов.
Вернер Пантон, который также создавал архитектуру и интерьеры, обладал уникальным языком дизайна и приверженностью к промышленному производству, что выделяло его среди других дизайнеров того времени.
“Пантон был очарован новыми возможностями дизайна, которые открывали новые технологии производства и новые материалы, такие как пластик, плексиглас, сталь, алюминий и поролон, со смелыми, яркими цветами”, – рассказала Dezeen автор статьи и профессор Королевской датской академии Ида Энгхольм.
“В то время как его коллеги-дизайнеры в Дании стремились культивировать традиционные ремесла, Пантон также был заинтересован в создании продуктов, которые на 100 процентов изготавливались бы промышленным способом и, возможно, могли бы сразу перейти от формы к крупносерийному производству”.
Несмотря на то, что он наиболее известен своими более яркими и экспериментальными проектами, чем обтекаемая деревянная мебель того времени, Вернер Пантон начал свою карьеру, работая с некоторыми из самых известных датских дизайнеров.
Он родился в 1926 году в датском городе Брахесборг-Гамтофте, учился в Техническом университете Оденсе, а затем поступил в Королевскую академию искусств в Копенгагене, чтобы изучать архитектуру.
В начале карьеры работал с Арне Якобсеном
Во время учебы в Королевской академии и после ее окончания Вернер Пантон работал с другим мастером модерна середины века, архитектором и дизайнером Арне Якобсеном, над созданием таких предметов, как культовое кресло Ant.
“Чем старше я становлюсь, тем больше уважаю Арне Якобсена, хотя наши способы мышления во многом различались”, – говорит Вернер Пантон о работе с Якобсеном.
“Когда вы рассматриваете все, чего Арне Якобсен достиг в самых разных областях, вы понимаете, что ему нет равных”.
Вернер Пантон также был связан с Поулом Хеннингсеном, еще одной ведущей фигурой датского дизайна, благодаря браку с падчерицей Хеннингсена, Тове Кемп.
Хотя их брак продлился недолго, у Вернера Пантона завязалась дружба с Хеннингсеном, которая продолжалась до самой смерти дизайнера в 1967 году.
“Он очень хорошо дружил со многими великими датскими дизайнерами того времени и восхищался их работами, но его больше вдохновляли и завораживали новые материалы и технологии, поэтому он решил пойти другим путем”, – рассказала Dezeen дочь Вернера Пантона, Карин Пантон.
“Он оставался близким другом с ними на протяжении всей своей жизни, включая Нанну Дитцель, Поула Хеннингсена и Ханса Вегнера”.
Несмотря на то, что сегодня он наиболее известен как дизайнер мебели и интерьеров, Вернер Пантон был творческим человеком, работавшим в самых разных областях.
Его первой попыткой заняться коммерческим дизайном стала идея рубашки без пуговиц. Продав патент одной из рубашечных фабрик, Вернер Пантон купил микроавтобус Volkswagen, который он превратил в “передвижной шашечный офис” и использовал для путешествий по Европе.
Кресло для холостяков, созданное для “одинокого образа жизни”
В 1955 году он представил свой первый коммерческий дизайн сидений, стул Bachelor. Его каркас был изготовлен из трубчатой стали, а ножки образовывали перевернутую букву V.
Стул, выпускавшийся датским мебельным брендом Fritz Hansen в тканевой или замшевой обивке, хорошо подходил для того времени, в которое он был выпущен.
“Как следует из названия, оно было разработано для одинокого образа жизни, и портативное кресло как нельзя лучше вписывалось в образ жизни молодых кочевников или экономило место в тесных квартирах 1950-х и 60-х годов”, – пишут Энхольм и Андерс Михельсен в своей книге “Пантон – окружение, цвета, системы, узоры”.
Отношение Вернера Пантона к творчеству поощряло инновации, и он создал ряд новых для своего времени дизайнерских решений.
“Менее удачный эксперимент предпочтительнее красивой банальности”, – заявил он однажды.
Среди его успешных экспериментальных проектов – Kom-Igen, гостиница, которой управлял его отец и которую Пантон превратил в пример “тотального дизайна” в 1958 году. Это было определяющим аспектом современных дизайнеров середины века, которые часто были эрудитами, создавая здания, а также их интерьеры и мебель.
Для Kom-Igen (“Приходите снова” по-датски) Пантон создал пристройку, которая была построена из несущих стальных колонн со стеклянным фасадом и увенчана террасой на крыше.
Верный своему экспериментальному стилю, Пантон разделил большую центральную комнату на небольшие секции с помощью ткани с геометрическим рисунком, которая свисала с потолка. В интерьере было использовано пять различных оттенков красного.
“Люди, должно быть, входили в дом и были ошеломлены, потому что в 1950-х годах ничего по-настоящему красного не было”, – говорит Кэрин Пантон. Они называли его “Красный рубин”.
Перевернутое конусообразное кресло вызвало ажиотаж
В ресторане Kom-Igen также был представлен стул Cone Вернера Пантона, получивший свое название от конической формы. После успеха в ресторане стул был выставлен на ярмарке Købestaevnet в 1959 году, где он привлек огромное внимание, так как был выставлен на потолке в перевернутом виде.
“Опыт показывает, что на этой ярмарке собираются невероятные толпы людей, и они никогда не видят ничего, кроме спин и плеч друг друга”, – сказал Вернер Пантон. “Так что давайте разместим все на потолке”.
В 1959 году Вернер Пантон дополнил линейку стульев Cone стулом Heart Cone, который раскрывался в форме сердца, сохраняя при этом комфорт оригинального дизайна Cone.
В итоге дизайнер пошел еще дальше в своих экспериментах с сидениями, создав стул Panton, который стал международной сенсацией.
Его дизайн был разработан на основе деревянного стула S, который он спроектировал в 1955 году и который производился компанией Thonet.
Скульптурный стул Panton, созданный в 1958 году, хотя и имеет схожую форму, но выполнен из стекловолокна. Произведенный швейцарской мебельной компанией Vitra, с которой Вернер Пантон часто сотрудничал после переезда в Базель в 1963 году, он вошел в историю как первый цельнопластиковый стул консольной конструкции, изготовленный из цельного куска.
На протяжении всей своей карьеры Вернер Пантон продолжал переходить из одной области в другую. Дизайнер подал заявку на участие в международном конкурсе на строительство Центра Помпиду во Франции, но его проект аморфного здания с фасадом из стальных колец затерялся в почте и так и не был рассмотрен жюри.
С дизайном интерьеров дела обстоят лучше: дизайнер создавал радостные, яркие комнаты для самых разных клиентов. Среди них – насыщенный цветом издательский дом Der Spiegel в Германии.
Вернер Пантон полностью переделал офисы журнала, создав приемную с красными и фиолетовыми оттенками и потолки с пирамидками из текстиля для поглощения звука. Каждый этаж имеет свой цвет, узоры покрывают стены, а также поразительный психоделический потолок над бассейном офиса.
В офисах также можно увидеть скопления блестящих полулунных ламп Flowerpot, которые Вернер Пантон позже запустил в производство вместе с дизайнерским брендом Louis Poulsen. Они относятся к числу многих изделий Вернера Пантона, которые до сих пор находятся в производстве и известны как классика дизайна.
Среди поздних проектов дизайнера – здание Circus в центре Копенгагена, интерьер которого он преобразил взрывом цвета в 1984 году, и офисы Erco в Лондоне, для которых он разработал пластиковое трехмерное настенное покрытие.
Завершенный в 1997 году, этот проект стал одним из его последних. Вернер Пантон скончался в Копенгагене в 1998 году в возрасте 72 лет.
“Проекты Пантона отражают его эпоху, отмеченную студенческими протестами, бунтом против условностей, подъемом контркультуры, влиянием психоделического искусства и ориентацией на свободу самовыражения – все это открывало простор для экспериментов”, – заключает Энхольм.
“На протяжении всей своей карьеры мой отец был очень заинтересован и увлечен материалами и их творческим потенциалом, – говорит Кэрин Пантон.
“Для него дело было не только в изобретении нового формального языка”, – добавила она. “Не менее важными были и производственные возможности, которые предоставляли эти материалы. Я думаю, что его подход остается актуальным и сегодня”.
Главная иллюстрация – Vesa S.
Современный стиль середины века
Эта статья является частью серии Dezeen “Современный дизайн середины века”, в которой рассматривается непреходящее присутствие современного дизайна середины века, рассказывается о самых известных архитекторах и дизайнерах, а также исследуется развитие стиля в XXI веке.
Эта серия была создана в партнерстве с Made – британским мебельным ритейлером, который стремится предлагать эпатажный дизайн по доступным ценам, с целью сделать каждый дом таким же оригинальным, как и люди, живущие в нем. Поднимите настроение повседневной жизни с помощью коллекций, созданных на века, которые уже сейчас можно приобрести на сайте made.com.