Аргентинский художник Томас Сарасено изменил систему отопления, вентиляции и кондиционирования и электрическую систему галереи Serpentine в Лондоне, чтобы сделать выставку для всех видов животных, обитающих поблизости.
Выставка под названием Web(s) of Life представляет некоторые из самых последних и известных работ художника, ориентированных на экологию, а также включает в себя интервенции в само здание.
Эти интервенции направлены на то, чтобы сделать здание Serpentine South, в котором разместилась выставка, более пористым и восприимчивым к своему окружению в Кенсингтонских садах, бросая вызов антропоцентрическим взглядам, которые учитывают только интересы людей, но не других существ.
На территории, фасаде и крыше здания, а также внутри него размещены скульптуры, созданные на радость самым разным животным, а в тускло освещенных галереях – сложные паутины, сплетенные несколькими видами пауков, работавших “в сотрудничестве” с Сарасено.
“Вы видите, что многие современные архитектуры как-то не очень учитывают то, что происходит на планете”, – говорит Сарасено, получивший образование архитектора. “Я очень рад, что впервые в Серпентайне появилось много павильонов-паутинок”.
“Это немного попытка подумать, как архитектура животных может войти в дискурс и как нам нужно более уравновешенно и сбалансированно строить города сегодня на Земле”, – сказал он Dezeen.
Чтобы сделать интерьер галереи более комфортным для пауков и других насекомых, оборудование, контролирующее температуру и влажность в здании, было отключено, а некоторые дверные проемы открыты, чтобы обеспечить свободное движение как воздуха, так и животных.
Учитывая, что выставка будет работать в течение всего британского лета, это может означать некоторый дискомфорт для посетителей – но в пределах допустимого. По словам главного куратора Serpentine Лиззи Кэри-Томас, галерея позволит сотрудникам на своем этаже самим решать, когда условия будут слишком жаркими для безопасной работы или для приятного времяпрепровождения посетителей.
В этот момент галерея будет закрываться, а не включать кондиционеры, предлагая посетителям насладиться инсталляциями на открытом воздухе в парке и под деревьями.
Еще одно вмешательство Сарацено – новая солнечная батарея на крыше Serpentine, которая будет питать все фильмы и освещение выставки.
Разрушительное воздействие добычи лития на окружающую среду и общины коренных народов – ключевая тема выставки. Поэтому Сарацено и Серпентайн избегают использования литиевых батарей и вместо этого используют прерывистость солнечной энергии, адаптируя энергопотребление выставки к уровню солнечного света на улице.
В пасмурные или частично пасмурные дни фильмы будут идти реже, а свет будет приглушен. В особо пасмурные дни фильмы могут переходить только на звуковое сопровождение, а в некоторые дни освещение вообще отключается.
“Ирония заключается в том, что в экстремально жаркие дни, когда много солнца, у нас будет полная мощность, но мы не сможем открыть выставку”, – говорит Кэри-Томас.
Поскольку здание Serpentine South внесено в список наследия, и Кэри-Томас, и Сарасено говорят, что процесс внесения изменений был сложным и затяжным: согласование установки солнечных батарей заняло два года, а от других планов по демонтажу окон и дверей быстро отказались.
Среди работ выставки – скульптуры “Облачные города” Сарасено, в которых есть отсеки, специально предназначенные для различных животных, таких как птицы, насекомые, собаки, ежи и лисы.
Художник также покажет фильм, документирующий одну из частей его проекта Aerocene, который предполагает создание полностью без ископаемых самолетов, питающихся исключительно воздухом, нагретым солнцем, без использования батарей, гелия, водорода или лития.
В фильме команда Aerocene совершает первый в мире пилотируемый полет на солнечных батареях, управляя скульптурой на воздушном шаре над соляными равнинами в Салинас-Грандесе.
Здесь также есть работа, созданная специально для детей, под названием Cloud Imagination, вход в которую осуществляется через дверь в форме собаки, слишком маленькую для большинства взрослых.
Сарацено и Серпентайн описывают выставку Web(s) of Life как созданную “в сотрудничестве” с множеством различных участников, как людей, так и нелюдей.
Среди них – сообщества Салинас Грандес и Лагуна де Гуаятайок в Аргентине, прорицатели-пауки в Камеруне, сообщества вокруг Aerocene и проекта Сарацено “Арахнофилия”, а также формы жизни, найденные в Королевских парках, окружающих Серпентайн, которые будут продолжать развивать работы в течение следующих трех месяцев.
Художник и галерея также хотят распространить этику выставки на потенциальную продажу произведений искусства, разработав схему под названием “частичное общее владение” или, как надеется Сарасено, “частичное общее управление”, что означает, что любой покупатель будет “совладельцем” произведения вместе с определенным видом или сообществом.
Еще одно недавнее произведение искусства, исследующее идеи прерывистости в энергетике и дизайне, – Solar Protocol, рассматривающее потенциал интернета, работающего на солнечной энергии.
Фотография выполнена студией Томаса Сарасено.
Выставка Tomás Saraceno In Collaboration: Web(s) of Life будет проходить в Serpentine South в Лондоне, Великобритания, с 1 июня по 10 сентября 2023 года и завершится однодневным фестивалем в субботу, 9 сентября, включая зависящий от погоды полет Aerocene. Для получения дополнительной информации о мероприятиях, выставках и беседах посетите Dezeen Events Guide.