Мрамор, покрытый штукатуркой, и металл, обработанный кислотой, – одни из тех материалов, которые использовал японский архитектор Шого Онодера для минимизации отходов при обустройстве флагманского магазина модного бренда IZA Tokyo.
Бутик занял существующее торговое помещение в районе Сибуя, где предыдущий арендатор оставил интерьер нетронутым, а большая часть витринной мебели и внутренних поверхностей все еще в рабочем состоянии.
Студия Онодера использовала магазин IZA Tokyo в качестве испытательного стенда для своей философии “unmaking”, которая фокусируется на сокращении отходов путем повторного использования.
“Разборка может означать, что мы ничего не пускаем на самотек, решаем не сносить, проектируем во время сноса или решаем, что объект завершен, когда его разбирают, что заставляет перестраивать обычный процесс проектирования”, – объясняет архитектор.
Проект включал в себя аккуратное удаление существующих материалов и их переработку с использованием таких техник, как применение различных сетчатых подложек или покрытие их штукатуркой для создания новых текстур.
Онодера сравнил этот процесс с лечением травмированной конечности путем наложения гипсовой повязки, утверждая, что эти методы позволяют ему “исцелять магазин”, давая новую жизнь сломанным или поврежденным материалам.
“Речь идет не об убогом, открытом интерьере, который был трендом в розничной торговле”, – говорит Онодера. “Это метод дизайна, который был тщательно проработан, чтобы не создавать ничего нового”.
“Сейчас, когда мы вступаем в эпоху кризиса, мы хотели кардинально переосмыслить этот выбор – не производить, не делать отходов”, – добавил он.
Для оживления существующих элементов в проекте использовались три разных метода: покрытие или обертывание их тонким белым слоем, изменение качества поверхности с помощью различных процессов или переработка в новые объекты.
Примером первого подхода является то, как стены из стеклоблоков на фасаде были покрыты легкой сеткой и окрашены, чтобы создать текстурированную белую поверхность.
Эта техника также была применена к колоннам, стенам, потолкам и зеркалам, чтобы создать целостную эстетику. Оригинальные текстуры поверхности в сочетании с марлей и штукатуркой придают глубину элементам, включая некоторые цоколи и выставочную мебель.
“Большие мраморные блоки были слишком тяжелыми для предыдущего владельца, чтобы их демонтировать, но нам также запретили использовать их фирменные камни”, – объясняет Онодера. “Поэтому мы закрыли камни сеткой и толстой штукатуркой, чтобы скрыть их истинную сущность, а их стоимость сделать анонимной”.
Металлические детали, используемые в существующем магазине, были обработаны различными способами, чтобы изменить их цвет и патину. Входная дверь из латуни была снята и отшлифована, чтобы обнаружить под ней сталь, а затем установлена, как будто это новая дверь.
Рельсы для развешивания одежды были доставлены в студию Онодэры, где их промыли в сере и кислоте, в результате чего они потемнели и стали выделяться на фоне белоснежного интерьера.
Поручень из нержавеющей стали, огибающий центральную лестницу, был выбит молотком специалистом-ремесленником по традиционной технологии, в результате чего получилась мерцающая текстурированная поверхность.
Материалы, которые в противном случае оказались бы ненужными, были удалены и превращены в предметы искусства и светильники. Например, паркетный пол “елочкой” был использован для создания минималистичного художественного произведения, размещенного на одной из стен.
Напольные светильники были созданы на основе прожекторов, восстановленных из оригинального магазина, а подвесной светильник, оставшийся висеть над барной стойкой, был адаптирован и установлен над лестницей.
Раздевалки в задней части первого этажа были созданы путем прорезания отверстий в существующей стене. Там, где были сделаны прорези, внутренняя деревянная структура стены оставлена обнаженной как напоминание о процессе демонтажа.
Существующая лестница, ведущая на второй этаж, была адаптирована путем заливки бетона сверху, чтобы создать более просторную площадку и скамейки для сидения у ее основания.
Токийский магазин IZA вошел в список номинантов премии Dezeen Awards 2024 в категории “Интерьер крупного торгового помещения”, наряду с наполненным светом книжным магазином в Китае и выставочным залом Jaipur Rugs в Дубае с каскадными лестницами цвета радуги.
Сёго Онодера основал свою токийскую студию в 2018 году после окончания университета Хосэй и восьми лет работы в архитектурном бюро SANNA.
Автор фотографий – Итиро Мисима.