После лесных пожаров, бушевавших в горах Арре в Бретани прошлым летом, Ронан Буруллек переосмыслил интерьер исторической часовни Сен-Мишель-де-Браспар в рамках полной реставрации.
Первоначально построенная в конце XVII века, часовня представляет собой скромное здание без освещения и электричества, расположенное на вершине заметного холма, возвышающегося над окружающими болотами.
Бретонский бизнесмен Франсуа Пино, основатель люксовой группы Kering, профинансировал восстановление часовни после того, как она пострадала во время лесных пожаров, и отремонтировал ее каменные стены метровой толщины, земляные полы и обнаженный дубовый каркас, поддерживающий шиферную крышу.
Буруллек, родившийся и выросший в Бретани, помнит часовню с детства и был вынужден спроектировать новый алтарь и несколько предметов обстановки для здания в рамках реконструкции.
Работая в сотрудничестве с местными ремесленниками, он использовал триединство грубо обработанных материалов – гранит, сталь и стекло, – которые выдержат испытание временем и будут отражать суровый сельский облик здания.
“Достаточно тяжелые, чтобы их нельзя было передвинуть, достаточно прочные, чтобы их нельзя было повредить, достаточно грубые, чтобы их не нужно было чистить, элементы, которые Ронан Буруллек разместил в часовне, должны, несмотря на эти характеристики или благодаря им, создавать сенсорный опыт”, – написал Мартин Бетено, бывший генеральный директор музея Bourse de Commerce Пино, во вступительном тексте к проекту.
“Кустарниково-молотый гранит, мутное стекло, кованая сталь, выбор оцинкованного покрытия, чтобы смягчить контраст креста и подсвечников с белизной стен, покрытых известью, – каждое вмешательство сочетает в себе ощущения грубости и мягкости, силы и трепета”.
Гранит Nuit celtique de Huelgoat, добываемый менее чем в 15 километрах от часовни, был разрезан на три части, а затем обработан местным каменщиком Кристофом Шини для создания алтарной части, ее горизонтального основания и консольного столика для свечей и подношений.
Бетенод сравнивает темный камень, усыпанный осколками белого, со “звездным ночным небом над часовней, практически лишенным светового загрязнения”.
Металлические элементы – простой крест и группа из трех высоких подсвечников из кованой стали – стали результатом еще одного сотрудничества, на этот раз между Буруллеком и мастером по металлу из Роскофа Матье Кабиохом.
Некоторые свечи стоят прямо на алтаре, а остальные интегрированы в бруталистский консольный стол, состоящий из длинной гранитной плиты, на которую, как кажется, опираются несколько стальных подсвечников.
Последний элемент в материальной троице Буруллека – стекло, в виде большого зеркального диска, который висит по центру за алтарем.
Изготовленный стеклодувами из Венеции, с которыми Буруллек сотрудничал в течение нескольких лет, этот элемент был разработан для создания диалога с двумя витражами в апсиде, которые являются единственным сохранившимся декоративным элементом часовни.
“Это больше, чем зеркало, больше, чем объект, это источник света без физической субстанции, как если бы в стене было проделано круглое отверстие, чтобы открыть дневной свет, непредсказуемый и постоянно меняющийся”, – говорит Бетенод.
В Бретани находятся одни из старейших в мире архитектурных сооружений. Среди других проектов, использующих исторические здания региона, – переоборудование амбара XVII века в студию печатника.
Первая новая церковь, построенная в Бретани в XXI веке, была завершена португальским архитектором Альваро Сиза Виейра в 2018 году и представляет собой скульптурную композицию из пересекающихся бетонных форм.
Фотография Клэр Лавабр, любезно предоставленная Studio Bouroullec.