Ретроспектива архитектора И. М. Пея в музее M+ в Гонконге призвана рассмотреть его архитектурные проекты в социальном, культурном и политическом контексте.
Названная IM Pei: Жизнь – это архитектура”, выставка, которая, по словам представителей музея, является первой полномасштабной ретроспективой американского архитектора китайского происхождения, документирует семидесятилетнюю карьеру Пея.
Куратор музея M+ Ширли Сурия и директор Nieuwe Instituut Арик Чен представили на выставке более 400 объектов, включая оригинальные рисунки, модели, фотографии, фильмы и документацию, которые никогда ранее не выставлялись.
Кураторы представили выставку в шести главах, обобщающих жизнь и творчество Пея, которые “не только определяют его уникальную практику, но и ставят его архитектурные проекты в диалог с социальными, культурными и биографическими траекториями, показывая, что архитектура и жизнь неразделимы”.
“Несмотря на то, что И. М. Пей является одним из самых известных архитекторов в мире, его вклад в развитие архитектуры относительно мало изучен”, – говорит сокуратор Сурия. “Мы надеемся, что эта выставка прольет свет на фигуру, которая оказала влияние на бесчисленное множество людей, городов и, по сути, на весь мир”.
Выставка начинается с рассказа о воспитании и архитектурном образовании Пэя, заложивших основу его будущей практики противостояния традиций и современности в различных культурах.
Затем следует менее известный период его работы в Webb & Knapp в Нью-Йорке, крупнейшей компании по развитию недвижимости в послевоенной Америке, где он внес свой вклад в возрождение городов США в 1960-х годах.
Один из них – суперблок Бедфорд-Стайвесант в Бруклине (Нью-Йорк), одна из крупнейших афроамериканских общин в стране в то время, где Пей предложил интегрировать ландшафтные дорожки, парки и игровые площадки в решетчатые улицы для сбора и общения местного населения.
“Для Пея успех реконструкции городов был неотделим от широкого программного мышления, направленного на облегчение социальных и экономических проблем”, – говорит Сурия.
В центре экспозиции – макет пирамиды парижского Музея Лувра, пожалуй, самого известного проекта Пея, на подставке, на которой изображены материалы СМИ о проекте с момента его строительства.
По словам Сурьи, Пеи мало изучен, но часто освещается, что и легло в основу кураторского направления выставки.
“Интересно спорить, в чем ценность архитектуры – в теории или в производстве”, – сказал Сурия в интервью Dezeen. “Мы считаем, что это производство”.
“Теперь дело не только в том, как вы проектируете, но и в том, как это выглядит, как это было задумано, как это проявилось, что это значит для публики, это не просто формальный анализ, это тот “-изм” или тот “-изм”, он не играет в эту игру, он просто строит”, – продолжила она.
В завершение выставки была представлена глава “Переосмысление истории через дизайн”, цель которой – показать, как Пеи сделал современную архитектуру актуальной для различных историй и традиций.
В этот раздел вошел Музей исламского искусства в Дохе, где Пеи стремился создать форму, способную перевести большой музей в монументальный масштаб.
Вдохновленная мечетью Ибн Тулуна в Каире, ее формальная, пространственная и материальная простота соответствовала контексту Катара, молодого государства без особых архитектурных традиций для здания такого масштаба.
Некоторые проекты неоднократно упоминаются в разных главах, что, по замыслу кураторов, должно показать последовательность в работе Пея.
“Мы хотим, чтобы люди увидели, как процесс работы над каждой темой пересекает географию и периоды, в нем есть последовательность – приверженность городу, истории и традициям, и то, как вы подходите к этому, некоторые проекты повторяются”, – говорит Сурия.
“Пей черпал из регионального и одновременно формировал глобальное. В его работах артикулировались художественные и культурные идеалы и одновременно формировались городские небоскребы, что достигалось путем диалога и сотрудничества, а результаты были инновационными в области архитектурных форм и инженерных достижений”, – добавила она.
Фотографии выполнены Дэном Люном, любезно предоставлены M+, если не указано иное.
IM Pei: Life is Architecture” будет экспонироваться с 29 июня 2024 года по 5 января 2025 года в музее M+. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. на сайте Dezeen Events Guide.