Сверкающие суши и “сейсмоустойчивый бургер” – среди гиперреалистичных моделей еды, представленных в Japan House London в рамках выставки Looks Delicious! Exploring Japan’s Food Replica Culture.
Выставка, открывшаяся сегодня, документирует японскую историю создания копий продуктов питания, известных как образцы еды, или по-японски shokuhin sampuru, которая берет свое начало в 1923 году и продолжает оставаться современной тенденцией.
Сделанные на заказ реплики представляют собой масштабные модели блюд из 1,4 миллиона ресторанов страны, изготовленные ремесленниками для заведений, желающих рекламировать гиперреалистичные версии своих блюд потенциальным посетителям.
Саймон Райт, директор по программированию Japan House London, объяснил, что тщательная проработка деталей и яркие цвета, характерные для всемирно известных копий, призваны “стимулировать то, насколько вкусной на самом деле является еда”.
“Здесь есть небольшое преувеличение, чтобы запустить вашу память и стимулировать аппетит”, – сказал он Dezeen в галерее.
Среди работ есть специальный раздел, рассказывающий о том, как создаются копии, включая формы и трафареты, такие как трафарет, используемый для создания рыбьей чешуи, расположенные в фабричном стиле на разноцветных ящиках.
В экспозиции рассматривается переход от ранних реплик, отлитых из цветного свечного воска, который исторически заливался в коробку с желе из агара, к репликам из поливинилхлорида (ПВХ), отлитым в силиконовых формах, которые появились в 1970-х годах и продолжают использоваться до сих пор.
“Несмотря на то, что материалы разные, в конечном счете, ничего не изменилось, – говорит Райт.
“Процесс точно такой же”, – продолжает он, объясняя, что для создания форм всегда использовалась настоящая еда. “Все очень аналогово. Все делается вручную – никаких конвейеров и автоматизации”.
“Это означает, что изготовление копий блюд отличается универсальностью”, – продолжает он. “Любой ресторан или заведение питания может получить то, что ему нужно. Так, может быть, ваш гамбургер чуть толще, чем в соседнем заведении, – вы можете дать мастерам свой толстый гамбургер, и они сделают его точную копию”.
“Цвета также соответствуют реальным пищевым веществам”, – признался Райт, говоря о представленных на выставке красках, которые используются для отделки каждой реплики с такими названиями, как тыквенная кожура и круассан.
В другом разделе рассматривается эволюция пищевых дисплеев, подчеркивается, как появление термостойких материалов позволило создавать более динамичные композиции – например, лапшу, поднимаемую с безвольной вилки, или сыр, сочащийся из кусочка воздушного тоста.
На одном из постаментов возвышается игривый “сейсмоустойчивый бургер”, сформированный из возвышающихся куч искусственного мяса, смальца и лука.
“Когда вы выставляете воск, он должен быть плоским, потому что он либо плавится на жаре, либо выцветает под солнечными лучами, что не очень эффективно в качестве маркетингового инструмента”, – говорит Райт.
“Когда появился ПВХ, вы могли наклонять блюдо на 45-60 градусов, что давало больше возможностей для экспонирования и больший обзор внешней части модели”.
В центре галереи на банкетном столе представлены 47 моделей, созданных для выставки ведущим производителем реплик продуктов питания Iwasaki.
Каждая модель, расположенная как карта, представляет блюдо одной из 47 префектур Японии. Здесь и дзувай-гани, мерцающий оранжевый снежный краб, которого подают зимой в Тоттори, и “рассыпанные суши” из Окаямы, известные как бара-дзуси, собранные в круглый деревянный ящик.
“Мы выбрали их за их разнообразие, размер, цвет и форму”, – сказал Райт, пояснив, что при выборе деликатесов его команда консультировалась с людьми по всей Японии.
В другом месте выставлена первая известная копия еды, созданная в коммерческих целях. Модель, созданная в 1931 году основателем Iwasaki Group Ивасаки Такидзо, представляет собой сморщенный желтый омлет, увенчанный долькой красного соуса, и является копией блюда, которое жена Ивасаки только что приготовила на кухне у себя дома.
На выставке также представлены варианты применения реплик, выходящие за рамки ресторанных, что свидетельствует о расширении способов использования моделей еды.
На одной из стен висит 3D-схема, созданная для Японского диабетического общества и классифицирующая группы продуктов питания по их основным питательным веществам, а “руководство по приготовлению моркови” для семейных сиделок и персонала домов престарелых демонстрирует градиент консистенции – от тонко нарезанных кружочков овоща до гладкой пасты.
Посетители также могут создать свою собственную коробку бенто из реплик еды на специальном столе для сборки еды, покрытом красно-белой скатертью из гингема.
Райт объяснил, что восковые модели еды были первоначально созданы в начале XX века, чтобы познакомить японских посетителей с менее знакомыми блюдами, привезенными из Китая и Европы, а затем рестораны стали заказывать реплики местных блюд.
Сегодня “Выглядит восхитительно! Exploring Japan’s Food Replica Culture – первая в Великобритании выставка такого рода, предлагающая лондонским зрителям возможность увидеть японские модели ручной работы вблизи.
“В Японии можно увидеть выставки конкурсных работ, но они существуют только в контексте того, что люди понимают под репликами еды”, – говорит Райт. “В то время как такого рода вещи на самом деле не существуют и никогда раньше не демонстрировались”.
В другом районе Лондона социальное предприятие POOR Collective недавно представило коллекцию работ начинающих местных дизайнеров. Дизайн-студия Wax Atelier также представила выставку, рассказывающую о том, как живые деревья могут служить материалом для дизайнерских объектов.
Фото предоставлено Japan House London.
Выглядит восхитительно! Exploring Japan’s Food Replica Culture проводится с 2 октября 2024 года по 16 февраля 2025 года в Japan House London, 101-111 Kensington High Street, Лондон W8 5SA. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. на сайте Dezeen Events Guide.