Сотни тысяч пушечных ядер, пожертвованные кирпичики Lego и мраморный туалетный рулон – все это представлено на выставке Making Sense, первой выставке китайского художника Ай Вэйвэя, посвященной дизайну, в лондонском Музее дизайна.
Выставка Ai Weiwei: Making Sense, представляющая ряд новых и исторических работ, размещенных в одной галерее, открывается в Музее дизайна в эту пятницу и является первой на сегодняшний день выставкой художника, посвященной дизайну.
“Мне нужно было сделать что-то после пандемии, чтобы отметить, что жизнь продолжается”, – объясняет Ай, получившая всемирное признание за использование искусства в качестве инструмента активизма.
Центральное место в пространстве занимают пять “полевых работ”, созданных из прямоугольных композиций найденных объектов, которые художник собирал с 1990-х годов.
Натюрморт” представляет собой группу из нескольких тысяч топоров, ножей, прялок и долот каменного века, собранных на блошиных рынках и разложенных рядом друг с другом. Инсталляция призвана смирить посетителей и послужить напоминанием о том, что дизайн изначально был основан на выживании.
Еще одна работа без названия, созданная в прошлом году, объединяет более 200 000 фарфоровых пушечных ядер Xing ware, изготовленных во времена китайской династии Сун, – казалось бы, хрупкие предметы, которые когда-то были военным оружием.
“Это вопрос интеллекта”, – сказал Ай в интервью Dezeen, рассказывая о своей долгой истории коллекционирования артефактов.
“Это нужно для того, чтобы сохранить память и попытаться соотнести себя с тем, что происходило с другими людьми в самые разные периоды истории”.
Spouts – это инсталляция из тысяч носиков старинных фарфоровых чайников, а в Left Right Studio Material собраны фрагменты скульптур Аи, которые были уничтожены китайским государством, когда оно без предупреждения снесло пекинскую студию художника в 2018 году.
“Эти останки – свидетельство репрессий, которым Ай подвергся со стороны китайского правительства, а также подтверждение его способности превращать разрушение в искусство”, – говорят в Музее дизайна.
Пятая “полевая работа” представляет собой груды кирпичиков Lego, которые были пожертвованы представителями общественности после того, как производитель игрушек прекратил их поставки Ай Вэйвэю, поскольку тот использовал их для создания портретов политических заключенных.
Работа под названием Lego Incident представлена рядом с масштабным воссозданием знаменитой серии “Водяные лилии” французского импрессиониста Клода Моне, также полностью сделанной из Lego, а также драматической деревянной скульптурой из колонн, взятых из храма династии Цин, и столов того же периода.
Среди других работ на выставке художник представил пару больших скульптур, сделанных из спасательных жилетов и детских школьных сумок соответственно.
Объекты были расположены в двух змеевидных формациях, посвященных жертвам землетрясения в Сычуани в 2008 году в Китае и продолжающемуся кризису беженцев в Европе.
Также на выставке представлены два туалетных рулона в натуральную величину из мрамора и стекла, которые были созданы в 2020 году в ответ на нашу зависимость от повседневных предметов в начале пандемии коронавируса.
“Они работают как единое целое”, – сказал Ай, отметив, что у него нет любимой работы на выставке – скорее, он чувствует, что проекты дополняют друг друга.
“Все мои работы работают как единое целое – плохие, так называемые “хорошие”, случайные или те, которыми пренебрегают”.
“Это все равно, что вы можете выбрать одну часть своего тела как самую важную?”
Также были показаны различные фотографии, в том числе новые красочные издания серии художника “Изучение перспективы” – изображения художника, указывающего средним пальцем на узнаваемые достопримечательности, включая здание Рейхстага в Берлине и нью-йоркскую башню Трампа.
На стене также были размещены принты с изображением Национального стадиона, широко известного как Птичье гнездо, который строился перед Олимпийскими играми 2008 года в Пекине.
Хотя художник помогал разрабатывать концепцию стадиона в сотрудничестве с архитектурной студией Herzog & de Meuron, позже он дистанцировался от проекта в знак протеста против действий китайского правительства.
“У меня никогда не было особых надежд”, – сказал Ай. “Я просто сосредоточен на своей собственной практике”, – сказал он, рассуждая о том, как бы он хотел, чтобы зрители восприняли выставку.
“Я думаю, что это хорошая идея – представлять другим, поскольку люди могут разделять те же эмоции или концепции (с вами). Но я понятия не имею – я просто не знаю”.
Среди других недавних проектов, вошедших в обширный портфель политических работ Аи, – конструкция, напоминающая клетку, в Стокгольме и инсталляция в Квебеке из стены спасательных жилетов, которые использовали сирийские беженцы, пытаясь пересечь Средиземное море.
Фотографии выполнены Эдом Ривом, если не указано иное.
Выставка Ai Weiwei: Making Sense проходит в лондонском Музее дизайна с 7 апреля по 30 июля 2023 года. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. в Dezeen Events Guide.