В Центре Помпиду в Париже открылась выставка, посвященная творчеству британского архитектора Нормана Фостера, на которой представлены чертежи и оригинальные модели, созданные архитектором за последние шесть десятилетий.
На выставке, которая, по словам Фонда Нормана Фостера, является крупнейшим в истории ретроспективным показом работ Фостера, представлено около 130 проектов архитектора, включая штаб-квартиру Гонконгской и Шанхайской банковской корпорации, международный аэропорт Гонконга и Apple Park.
Здесь также представлены работы, которые легли в основу творчества Фостера, в том числе произведения китайского художника Ай Вэйвэя, французского художника Фернана Леже, румынского скульптора Константина Бранкузи и итальянского художника Умберто Боччони, и даже автомобили, к которым архитектор питает страсть.
Выставка, получившая простое название “Норман Фостер”, была разработана Фостером совместно с его архитектурной студией Foster + Partners и некоммерческой организацией Norman Foster Foundation.
Курируемая заместителем директора Центра Помпиду Фредериком Мигайру, выставка призвана продемонстрировать примеры инноваций и технологий Фостера, его подход к устойчивому развитию и его идеи относительно будущего застроенной среды.
“В этой выставке прослеживаются темы устойчивости и предвидения будущего”, – сказал Фостер.
“На протяжении десятилетий мы стремились бросить вызов условностям, заново изобрести типы зданий и продемонстрировать архитектуру света и легкости, вдохновленную природой, которая может быть как радостной, так и экологичной”.
Выставка площадью 2 200 квадратных метров начинается с комнаты, посвященной эскизам и рисункам Фостера – практике, которую он использует для передачи идей и поиска вдохновения для дизайна.
“Для меня дизайн начинается с эскиза, который служит инструментом коммуникации на протяжении всего длительного процесса, который проходит в студии, на заводах и, наконец, на строительной площадке”, – говорит Фостер.
“В 1975 году я завел привычку носить с собой блокнот формата А4 для набросков и записей – их подборка выставлена в центральных шкафах, окруженных стенами, посвященными личным рисункам”.
Выставка продолжается в большом пространстве с перегородками, которые разделяют ее на семь тем: Природа и город, Кожа и кости, Вертикальный город, История и традиция, Планирование и место, Сети и мобильность, Перспективы будущего.
Раздел “Природа и урбанизм” исследует подход Фостера к сохранению природы путем строительства “плотных городских кластеров, с уединением, обеспеченным дизайном”, – заявили в студии.
Ссылаясь на замечание критика о том, что внешний облик проектов Фостера можно разделить на категории: гладкий фасад “под кожу” или выражающий скелетную структуру, часть выставки “Кожа и кости” демонстрирует проекты, которые иллюстрируют взаимосвязь между структурой, услугами и облицовкой.
В разделе “Вертикальный город” студия демонстрирует, как она создавала “дышащие” башни, проектируя открытые пространства, уложенные друг на друга.
“Мы были первыми, кто поставил под сомнение традиционную башню с ее центральным ядром из механических установок, циркуляции и структуры, и вместо этого создали открытые, стекированные пространства, гибкие для изменений и с прозрачными видами”, – говорит Фостер.
Здесь вспомогательные службы были сгруппированы рядом с рабочими или жилыми помещениями, что привело к дальнейшей эволюции и созданию первой в истории серии “дышащих” башен”.
“Стремясь сократить потребление энергии и создать более здоровый и желанный образ жизни, мы показали, что система естественной вентиляции, перемещающая большие объемы свежего отфильтрованного воздуха, может быть частью контролируемого внутреннего климата”, – продолжает архитектор.
Раздел “История и традиции” призван дать представление об исторических примерах и образцах вернакулярной архитектуры, оказавших влияние на Фостера, а раздел “Планирование и место” посвящен мастер-планированию и созданию мест в городских пространствах.
К выходу из открытого выставочного пространства ведет раздел “Сети и мобильность”, в котором представлены примеры транспорта и инфраструктуры, и последний зал “Перспективы будущего”, где представлены концепции будущих способов передвижения и коммуникации.
Здесь представлены детали систем автономного вождения, а также проекты обитания на Марсе и Луне, разработанные совместно с НАСА и Европейским космическим агентством.
Недавно Фостер побеседовал с Dezeen о своих взглядах на экологичность в архитектуре, в которой он сказал, что “существует множество опасных мифов”.
Фотография выполнена Найджелом Янгом из Foster + Partners.
Выставка Нормана Фостера проходит в Центре Помпиду в Париже, Франция, с 10 мая по 7 августа 2023 года. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. на сайте Dezeen Events Guide.