Шведский дизайнер Кристоффер Янссон создал виртуальную квартиру и несколько месяцев притворялся, что живет в ней, в рамках социального эксперимента, который он представил на Стокгольмской мебельной ярмарке в этом году.
В серии из 12 визуализированных изображений, выложенных в Instagram, проект Uncanny Spaces рассказал Янссону историю о покупке и ремонте жилья, которое он спроектировал на основе реальной квартиры на стокгольмской улице Хеленеборгсгатан.
Цифровая копия была смоделирована с учетом реальных размеров квартиры площадью 89 квадратных метров, которые были установлены во время просмотра на открытом воздухе, и наполнена виртуальными копиями некоторых вещей самого дизайнера, чтобы завершить иллюзию.
Он даже сфотографировал такие детали, как потрескавшиеся обои и странно расположенные электрические розетки в реальной квартире, чтобы затем воспроизвести их с помощью программ 3D-моделирования и рендеринга.
“Я хотел исследовать дом как инструмент для передачи статуса и идентичности в социальных сетях и обсудить влияние визуализации изображений в архитектуре интерьера”, – говорит Янссон.
“Я также хотел испытать свои навыки рендеринга и посмотреть, смогу ли я убедить зрителя в том, что квартира физически существует”.
Уловка оказалась настолько убедительной, что крупный шведский журнал об интерьере попросил сфотографировать несуществующую квартиру. А сокурсники по университету Konstfack расспрашивали Янссона о том, как он вдруг смог позволить себе квартиру в центре Стокгольма за несколько миллионов фунтов стерлингов.
В течение двух месяцев он публиковал результаты на специальном аккаунте в Instagram, созданном для имитации отдельных профилей, которые домовладельцы иногда создают для своих ремонтных проектов.
На самых ранних рендерах квартира выглядит как пустая оболочка, которая постепенно заполняется коробками и сумками из IKEA, а также похожими друг на друга воссозданиями личных вещей Янссона, таких как его зефирный стол, каждая из его книг или пиджак, который он носил в тот конкретный день.
Янссон также наполнил виртуальный дом известными в Интернете предметами дизайна, такими как волнистое зеркало Ultrafragola Этторе Соттсасса или обеденный стол Lovö Акселя Эйнара Хьорта, чтобы прокомментировать рост “эстетики Instagram”.
“Постоянный поток изображений в социальных сетях негативно сказывается на нашем внимании, и для архитектуры интерьера становится все более важным найти способ быстро привлечь внимание зрителя”, – сказал он Dezeen.
“Явным следствием быстрого потока изображений является так называемая “эстетика Instagram”, для которой характерны геометрические или изогнутые формы, характерные цветовые схемы, плиточные полы, образующие графические узоры, и четкие контрасты между глянцевым и матовым покрытием”, – продолжил он.
“Приоритет отдается не физическим аспектам помещения, а способности интерьера хорошо функционировать в образе, что негативно сказывается на физическом восприятии пространства”.
На протяжении всего проекта Янссон провоцировал и вовлекал подписчиков аккаунта в процесс проектирования, например, устроив опрос, в какой цвет покрасить прихожую, или притворившись, что красит бесценный предмет антикварной мебели в ярко-розовый цвет.
К концу эксперимента дизайнер начал ускорять сроки вымышленного ремонта, а также делать рендеры все более жутко идеальными, чтобы проверить, заметят ли его подписчики, что квартира ненастоящая – хотя никто так и не заметил.
Исследуя эти реакции, дизайнер надеялся привлечь внимание к тому, как мы используем изображения наших домов, чтобы представить идеализированные версии самих себя, что, в свою очередь, устанавливает нереалистичные стандарты для наших реальных жилых помещений.
“Сегодня у нас есть возможность наблюдать за повседневной жизнью других людей и выставлять свою собственную на всеобщее обозрение через социальные сети”, – сказал он.
“Постоянная демонстрация порождает недостижимые идеалы и постепенно смещает барьер между частным и общественным, поэтому как никогда важно представить каждый уголок нашего дома в выгодном свете”.
На Стокгольмской мебельной ярмарке 2023 Uncanny Spaces была представлена в рамках ежегодной выставки работ молодых шведских дизайнеров Ung Svenks Form.
Чтобы представить проект в реальной жизни, Янссон создал деревянный рельеф, изображающий сплющенное изображение его виртуального 3D-дома, реализованного с помощью программы цифрового моделирования Rhino и фрезерного станка с ЧПУ.
В проекте не затрагиваются вопросы развития метавселенной, для которой дизайнеры все чаще создают виртуальную мебель, одежду, здания и целые города. Но Янссон считает, что появление параллельного виртуального мира, скорее всего, усугубит проблемы, исследуемые в его проекте.
Проект Uncanny Spaces был представлен в рамках выставки Ung Svenks Form на Стокгольмской мебельной ярмарке 2023 с 7 по 11 февраля. Ознакомьтесь с нашим цифровым путеводителем по фестивалю или посетите Dezeen Events Guide, чтобы узнать о других событиях в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру.