Шведский дизайнерский дуэт Folkform представил серию предметов мебели, изготовленных из твердой плиты Masonite, полученной с фабрики, закрывшейся более десяти лет назад.
Экспозиция The Museum of Masonite, представленная на Стокгольмской мебельной ярмарке, посвящена запатентованному типу древесных плит, которые изготавливаются путем варки на пару и формования под давлением древесных волокон.
Основатели Folkform Анна Холмквист и Чандра Алселл впервые начали экспериментировать с этим материалом 15 лет назад в сотрудничестве с последним оставшимся в Швеции производителем масонита в Рундвике.
Когда в 2011 году фабрика закрылась, пара забрала все оставшиеся запасы.
“Я чувствовал ответственность за то, чтобы рассказать историю о том, что случилось с этим материалом”, – объясняет Холмквист, который впоследствии получил степень доктора философии, исследуя культурное значение масонита.
“Из него было создано шведское государство всеобщего благосостояния в 1930-х, 40-х и 50-х годах”, – рассказала она Dezeen.
“Он был сделан из остатков древесины, оставшейся от шведских лесопилок, поэтому здесь его стало больше, чем где-либо еще. Его использовали все – от лодок и караванов до домов”.
Музей мазонита был создан после выхода книги “Производственные новеллы”, опубликованной издательством Folkform и содержащей результаты исследований Хольмквиста в рамках программы PHD.
Folkform представляет эту книгу наряду с некоторыми из своих любимых дизайнов из мазонита, созданных за многие годы.
Среди представленных работ – стул Masonite Chair, созданный в 2021 году в сотрудничестве с Оке Аксельссоном на основе экспериментального проекта, созданного шведским архитектором интерьеров в 1978 году.
Среди более старых работ – комод и прикроватная тумба, созданные в 2012 году, в которых представлены различные образцы материалов, расположенные в виде геометрических коллажей.
“Мы объединили материалы разного возраста, с идеей, что мебель становится архивом”, – говорит Холмквист.
Последние работы, представленные в экспозиции, отличаются более минималистичным подходом, демонстрируя, как материал может создавать впечатление цельных блоков.
“Мне кажется, что композиции будут бесконечными, потому что у нас еще есть много таких досок”, – добавил Холмквист.
Работы представлены вместе с фотографиями, иллюстрациями и артефактами, рассказывающими об истории фабрики.
Позже в этом году выставка переедет в Музей искусств Лорел в Миссисипи – город, где в 1924 году Уильям Х. Мейсон запатентовал Masonite.
Masonite отличается от других древесноволокнистых плит, таких как MDF, тем, что он изготавливается без клея. Холмквист считает, что у этого материала может быть будущее в производстве.
“Это прекрасный материал и очень экологичный”, – заключила она.
“Мы уже наблюдаем сдвиг в области продуктов питания, когда людям становится все более важно, откуда поступает то, что они едят, так что, возможно, это произойдет и в отношении мебели и предметов”.
В этом году на Стокгольмской мебельной ярмарке посетители также могли насладиться выставкой южнокорейских дизайнеров мебели Wekino With и сотрудничеством британского дизайнера Фэй Тугуд с финской компанией Vaarnii.
Фотографии выполнены Эриком Лефвандером, если не указано иное.
Музей мазонита представлен на Стокгольмской мебельной ярмарке, которая открыта для посетителей с 7 по 11 февраля 2024 года. О других выставках Стокгольмской недели Dezeen читайте в нашем специальном путеводителе по мероприятиям Dezeen Events Guide.