В рамках нашей серии о современном стиле середины века мы рассказываем о Флоренс Нолл Бассетт, которая изменила наше представление об офисном дизайне благодаря своей обтекаемой мебели и руководству дизайнерским брендом Knoll.
В компании Knoll Флоренс Кнолл, как ее тогда называли, привнесла в американскую офисную среду современные линии и дизайн, ориентированный на человека. Возглавляя подразделение компании по дизайну интерьеров, Planning Unit, она также разрабатывала мебель для коллекций и создавала эстетическую идентичность бренда.
Она также была известна как профессионал в области дизайна интерьеров середины века, сочетая свое обширное архитектурное образование с умением видеть форму и бороться с мнением, что дизайн интерьера – это то же самое, что и декорирование.
В статье о ней, опубликованной в 1964 году в New York Times под заголовком “Женщина, которая возглавила офисную революцию, правит империей современного дизайна; Флоренс Кнолл придала деловому “жилью” новый вид”, она сказала, что офисы превратились из “украшенных” в спроектированные.
“Я не декоратор”, – заявила она в статье. “Единственное место, которое я украшаю, – это мой собственный дом”.
Компания Knoll была основана мужем Флоренс Кнолл Хансом Кноллом, который занимался развитием компании в Нью-Йорке, когда пара встретилась в 1941 году.
В 1943 году Флоренс Кнолл присоединилась к развивающейся компании в качестве дизайнера и вскоре стала полноправным бизнес-партнером после свадьбы пары в 1944 году.
Сегодня компания Knoll известна своим портфолио офисной мебели, включая такие известные проекты, как кресло Barcelona Chair Миса ван дер Роэ, кресло Wassily Lounge Chair Марселя Брейера и кресло Womb Chair Ээро Сааринена – три изделия, которые Флоренс Кнолл заказала сама благодаря своим давним связям в мире архитектуры.
Она также создавала кресла, столы и системы хранения для офисных интерьеров, которые были призваны “заполнить” интерьер – незамысловатые конструкции, дополняющие более броские изделия ее коллег.
“Люди спрашивают меня, являюсь ли я дизайнером мебели”, – говорит она. “Нет. Я никогда не садилась за стол и не проектировала мебель. Я проектировала те предметы, которые никто больше не делал. Я создавала диваны, потому что никто их не создавал”.
Среди ее самых известных работ – серия столов T Angle, которые были сконструированы из стальной основы и имеют столешницы из ламината. Среди них есть обеденный стол, журнальные столики и множество других вариантов.
Ее стол Executive Desk, входящий в серию Executive и также известный как Partner’s Desk, со столешницей из палисандра и раздвоенным хромированным стальным основанием, и сегодня выглядит современно и по-прежнему производится компанией Knoll.
Планировочное подразделение, специализирующееся на корпоративных офисных интерьерах
Ее коллекция Lounge Collection, созданная в 1954 году, также олицетворяет ее подход. Она включала в себя кресло для отдыха с мягкой обивкой, диван, диванчик и скамью, которые сидели на геометрических металлических рамах.
Сегодня эти предметы являются ценными дополнениями к домашним или корпоративным интерьерам, но Флоренс Кнолл изначально создавала их как фон для офисных интерьеров, которые она проектировала, возглавляя отдел планирования Knoll.
Основанная Флоренс Кнолл в 1946 году, группа планирования состояла из небольшой группы дизайнеров Knoll, которые создавали корпоративные офисные интерьеры для таких известных компаний, как Connecticut General Life Insurance Company, Cowles Publications и CBS.
Во главе с требовательным взглядом Флоренс Кнолл, небольшой команде было поручено разработать мебель, текстиль и предметы для помещения.
В 1960-х годах Флоренс Нолл разработала интерьеры новой штаб-квартиры CBS в Нью-Йорке, разместившейся в небоскребе с черной отделкой, построенном другом Ээро Сааринена.
“Ее работа охватывает все: от выбора настенных покрытий – иногда войлока или твида для обеспечения акустики – до пепельниц, картин и дверных ручек”, – пишет New York Times о ее участии в проекте.
“Она заставила людей понять, что текстура тканей может быть такой же интересной, как и принт (она не любит принты), и что стальные ножки столов, стульев и диванов могут быть изящными и элегантными”.
Предметы на заказ, как правило, изготавливаемые для интерьерных проектов
Мебель на заказ, которую Флоренс Кнолл создавала для таких проектов, как штаб-квартира CBS, затем попала в каталог Knoll.
“Пространства предполагают мебель, и иногда этой мебели не было в нашем каталоге”, – говорит Винсент Кафиеро, один из первых сотрудников отдела планирования.
В этот период Флоренс Кнолл также запустила в компании текстильную программу, которая впоследствии стала Knoll Textiles. Она разработала “систему образцов и демонстрации с метками”, которая сегодня используется во всей индустрии.
По мере развития компании Knoll Флоренс Кнолл также формировала большую часть ее идентичности и практики.
Она работала с дизайнером Гербертом Маттером над созданием брендинга Knoll, включая рекламу, канцелярские принадлежности и логотип, придавая бренду тот же прямолинейный стиль, что и ее личным работам.
Флоренс Кнолл также заполнила каталог компании заказами от своих многочисленных связей, собранных во время ее обучения архитектуре в таких учебных заведениях, как Академия искусств Крэнбрука, Колумбийский университет, Архитектурная ассоциация и Иллинойский технологический институт.
Флоренс родилась и выросла в Мичигане, а ее обучение началось в 12 лет, когда она осталась сиротой после смерти отца в 5 лет и матери в 12.
Ее опекун посоветовал ей выбрать школу-интернат, и юная Флоренс выбрала Кингсвудскую школу для девочек, расположенную на той же территории, что и Крэнбрукская академия искусств.
Эйлел Сааринен, тогдашний директор Крэнбрука и дизайнер обеих школ, заметил интерес Флоренс к архитектуре и в итоге “практически принял” Флоренс в семью Саариненов, по словам Кнолла.
Мис ван дер Роэ был “учителем и другом”
Во время учебы и после нее она подружилась с его сыном Ээро и другими выдающимися дизайнерами, включая Чарльза Имза, Гарри Бертойя, Исаму Ногучи и Джорджа Накашиму.
Флоренс также училась у архитекторов Алвара Аалто, Вальтера Гропиуса и Марселя Бройера.
Дизайнер Людвиг Мис ван дер Роэ, у которого она училась в Иллинойском технологическом институте, оказал, пожалуй, самое сильное влияние на ее стиль, что видно по ее методичному, ориентированному на детали подходу.
“Как и ее учитель и друг Людвиг Мис ван дер Роэ, внимание мисс Кнолл Бассетт к деталям было всеобъемлющим, неустанным и со временем вошло в легенду”, – говорит Кнолл.
Ее коллеги высоко ценили ее “безошибочный” вкус.
“Каждый раз, когда я иду на Восток, я вижу что-то, сделанное вами”, – писал Чарльз Имз в письме Флоренс Нолл в 1957 году. “Это всегда хорошо, и я чувствую благодарность к вам за то, что вы делаете такую работу в мире, где посредственность является нормой”.
После внезапной смерти Ханса Кнолла в 1955 году Флоренс Кнолл возглавляла компанию в качестве президента до 1960 года, когда она вернулась к роли дизайнера и разработчика и переехала во Флориду со своим вторым мужем Генри Худом Бассетом.
Она официально ушла из компании в 1965 году в возрасте 48 лет.
За пять лет ее работы на посту президента Knoll удвоила свои размеры, закрепив статус лидера в индустрии дизайна.
“(Флоренс Кнолл), вероятно, сделала больше, чем любая другая фигура, для создания современного, элегантного, послевоенного американского офиса, внедрив современную мебель и чувство открытого планирования в рабочую среду”, – писал архитектурный критик The Times Пол Голдбергер в 1984 году.
В 1961 году Флоренс Кнолл стала первой женщиной, получившей Золотую медаль за промышленный дизайн от Американского института архитекторов, а в 2003 году ей была вручена Национальная медаль искусств.
“Мы потеряли одну из величайших дизайнерских сил XX века”, – сказал Голдбергер после смерти Флоренс Кнолл в 2019 году. Флоренс Кнолл Бассетт, возможно, сделала больше, чем кто-либо другой, для создания того, что мы считаем “безумным” дизайном современного рабочего пространства середины века”.
Современный стиль середины века
Эта статья является частью серии Dezeen “Современный дизайн середины века”, в которой рассматривается непреходящее присутствие современного дизайна середины века, рассказывается о самых известных архитекторах и дизайнерах, а также исследуется развитие стиля в XXI веке.
Эта серия была создана в партнерстве с Made – британским мебельным ритейлером, который стремится предлагать эпатажный дизайн по доступным ценам, с целью сделать каждый дом таким же оригинальным, как и люди, живущие в нем. Поднимите настроение повседневной жизни с помощью коллекций, созданных на века, которые уже сейчас можно приобрести на сайте made.com.