Выставка в гамбургском музее MK&G посвящена глобальному водному кризису и тому, чем могут помочь архитекторы и дизайнеры. Куратор Джейн Уитерс выбирает пять наиболее ярких проектов из экспозиции и объясняет истории, стоящие за ними.
Water Pressure: Designing for the Future – это результат нескольких лет исследований, проведенных студией Jane Withers, в ходе которых был собран широкий спектр идей о том, как противостоять нехватке воды, из области дизайна, науки и активизма.
“Нынешний водный кризис в значительной степени является результатом неправильного управления и чрезмерного потребления, поэтому существует потенциал для переосмысления систем”, – сказала Уитерс в интервью Dezeen. “Необходим междисциплинарный подход, и архитектура и дизайн являются его сильными составляющими”.
Выставка, представленная в MK&G до 13 октября, организована по пяти темам: Водные истории, Телесные воды, Невидимая вода – сельское хозяйство и промышленность, Жаждущие города и Экосистемы – суша и океан.
Каждая тема исследует воду как жизненную силу и общее средство, объединяющее людей, растения, животных и ландшафт.
“Мы воспринимаем воду как нечто само собой разумеющееся во всех отношениях, и нам необходимо возродить наше психологическое, физиологическое и духовное понимание ее”, – говорит Уитерс.
На выставке представлены самые разные проекты – от системы CloudFisher, которая добывает воду из тумана или облаков, до предложения недорогих плавучих школ архитектурной студии NLÉ и фрески словенского архитектора Марьетики Потрч, призывающей признать воду живым существом.
В то время как одни размышляют о поэтических и мифических ассоциациях воды, другие предлагают более научно обоснованные решения конкретных проблем, связанных с нехваткой воды, антропогенным изменением климата и водной справедливостью.
По словам Уитерс, она надеется, что посетители выставки получат более полное представление о воде и проблемах, с которыми мы сталкиваемся, а также поймут, что мы все можем сделать, чтобы помочь сформировать другое будущее.
“Нам нужны не только изменения в политике, но и индивидуальные изменения в мышлении и новое сознание воды”, – добавила она. “Мы очень хотим, чтобы выставка стала отправной точкой для разговоров и кампаний о культуре воды”.
Ниже Уитерс рассказывает о пяти ключевых проектах, представленных на выставке Water Pressure:
Время на реке Лахлан, автор: Марьетика Потрч
“Первый зал выставки обрамляют две замечательные работы художницы и активистки Марьетики Потрч. Фреска “Время на реке Лахлан” иллюстрирует кампанию австралийских аборигенов Виджадури по предотвращению расширения дамбы, которая могла лишить воды земли, расположенные ниже по течению реки.
С другой стороны, визуальное эссе “Права реки” рассказывает о водном референдуме в Словении в 2021 году, когда подавляющее большинство людей проголосовало против закона, который позволил бы частному бизнесу эксплуатировать реки страны для получения прибыли.
“Этот сдвиг в мышлении о реках, когда мы рассматриваем их не как объекты, которые можно эксплуатировать, а как субъекты, обладающие собственными правами, имеет фундаментальное значение для создания более справедливой культуры водных ресурсов и задает тон выставке”.
Плавучая система Макоко от NLÉ
“Архитектурная компания NLÉ уже более десяти лет исследует возможности плавучей архитектуры в африканских городах, пострадавших от повышения уровня моря. Их прототипом плавучего здания стала недорогая школа для общины Макоко в Лагосе, вдохновленная местными плавучими сооружениями.
“Школа Макоко стала чем-то вроде плаката для плавучей архитектуры благодаря манящим снимкам фотографа Ивана Баана, на которых дети забираются на деревянное здание, похожее на ковчег. На этом можно было бы и остановиться, но компания NLÉ продолжила разработку масштабируемой системы сборных плавучих зданий для развития набережных в условиях устойчивости к климатическим изменениям.
“В настоящее время студия работает над планом регенерации района Макоко на основе этой технологии, а недавно опубликовала книгу African Water Cities, в которой рассматривается потенциал жизни на воде в других африканских городах”.
Death to the Flushing Toilet от The Dry Collective
“Смерть смывному туалету” – это кампания The Dry Collective, провоцирующая переосмысление систем канализации, которые мы считаем само собой разумеющимися. Это безумие, что богатые регионы мира используют огромное количество пресной воды для смыва отходов жизнедеятельности человека, в то время как два миллиарда людей до сих пор не имеют элементарных санитарных условий.
“В городских районах до 30 процентов пресной воды используется для смыва в туалетах, и зачастую это вода питьевого качества”. Цель Dry Collective – убедить архитекторов и дизайнеров использовать альтернативные системы.
“Взяв за образец традиционный финский huussi – компостирующий сухой туалет, используемый в сельской местности, – они создали фильм, действие которого происходит в 2043 году и представляет себе глобальный сдвиг, когда вода больше не тратится на смыв, а человеческие отходы перерабатываются в удобрения. Технология для создания циркулярных санитарных систем уже существует, поэтому реальная проблема заключается в преодолении предрассудков и “фактора отвращения””.
Эдем в Ираке
“Эдем в Ираке” – это невероятно вдохновляющий проект, который вопреки всем трудностям был запущен в Месопотамских болотах Ирака, где сброс неочищенных сточных вод загрязнил хрупкую экосистему болот и привел к заболеваниям.
“Сад на болотах предназначен для использования растений для очистки сточных вод местного сообщества. Нарядный симметричный дизайн сада вдохновлен вышитыми свадебными покрывалами болотных арабских племен и их традицией строительства зданий из тростника.
“Первый этап строительства, завершенный в 2023 году, демонстрирует потенциал систем очистки сточных вод, основанных на природе, для работы на уровне общины.”
Переосмысление водных потоков от Ooze Architects
“Re-imagine Water Flows” – это специальный заказ для выставки Water Pressure, использующей музей MK&G в качестве примера, чтобы понять, с какими проблемами в области водоснабжения сталкивается Гамбург и как можно сделать водную экосистему здания более устойчивой.
“Настенная роспись, выполненная Ooze Architects, показывает две версии музея – одну с его нынешним положением, зажатого между массивными дорогами и главным железнодорожным вокзалом Гамбурга, и другую, иллюстрирующую, как его можно превратить в тенистый зеленый оазис.
“В предложении студии дождевая и сточная вода перерабатывается для повторного использования для непитьевого водоснабжения внутри здания, а также для орошения ландшафта и пополнения водоносного горизонта Гамбурга.
“Настенная роспись показывает, как Гамбургу угрожает засуха и повышенный риск наводнений, которые также могут затронуть водосборный бассейн реки Эльбы. Она приглашает нас задуматься о важности этих общих водных потоков, связывающих страны и города”.
На верхнем снимке – Хеннинг Рогге, на снимке муниципального плавательного бассейна Ньюлендс в Кейптауне – Bloomberg via Getty Images.
Выставка Water Pressure проходит в MK&G Hamburg с 15 марта по 13 октября 2024 года. Все последние события в области архитектуры и дизайна, проходящие по всему миру, смотрите в путеводителе Dezeen Events Guide.