Технический центр Уоррена в Мичигане, первый самостоятельный проект финско-американского архитектора Ээро Сааринена, продемонстрировал единство архитектуры, дизайна и инженерного искусства середины века в Соединенных Штатах.
Построенный в 1956 году в небольшом городке за пределами Детройта, штаб-квартира включает в себя ряд административных, испытательных и конструкторских объектов для General Motors (GM).
По замыслу главы отдела дизайна GM Харли Эрла, кампус должен был создать среду для инноваций, каждый аспект которой отражал бы высокие стандарты дизайна компании.
“(Эрл) создал первый отдел автомобильного дизайна, который мог применять эстетические соображения к массовому промышленному продукту”, – рассказала Dezeen куратор и архивист GM Натали Морат.
“Этот подход к рассмотрению дизайна продолжился в проекте Технологического центра и архитектуре, которая должна была поддерживать организацию, от крупного масштаба всего кампуса до мельчайших деталей – например, стульев, на которых сидели дизайнеры, – и был в значительной степени общим приоритетом Ээро Сааринена”, – добавила она.
Центр был построен в условиях послевоенного экономического бума в стране, который совпал с появлением многих европейских архитекторов и ростом популярности товаров массового потребления.
Многие из более чем 30 зданий, спроектированных Саариненом, были выполнены в интернациональном стиле, с некоторыми эстетическими изысками, такими как купол и аудитория серебряного цвета.
Эрл поручил Сааринену спроектировать кампус так, чтобы он отражал перспективную этику компании того времени и способствовал промышленному дизайну и проектированию.
“Кампус должен был сразу же донести до посетителей значимость GM как американской компании, а также усилить ее жизненно важную роль в будущем”, – говорит Морат.
“Каким бы невероятно практичным ни был кампус, он также должен функционировать как некий мир мечты, где дизайнеры и инженеры вдохновляются на создание будущего”.
Снаружи здания отличаются чистыми линиями и промышленными деталями, а в интерьере – красочными пространствами и сочетанием натуральных и промышленных материалов.
Многие из них имеют скульптурные лестницы в центре, которые подчеркивают открытость пространства.
Сааринен и Эрл также сотрудничали с некоторыми ведущими представителями мебельного дизайна середины века, такими как Имсы, Гарри Бертойя и Флоренс Нолл, изменяя их популярные проекты в соответствии с потребностями кампуса.
Эрл заказал датскому дизайнеру Финну Юлу дизайн кресла для своего личного кабинета.
По словам Мората, кампус больше похож на небольшой город, чем на традиционный бизнес-центр, с дорогами и другими удобствами для сотрудников.
Сааринен работал с американским ландшафтным архитектором Томасом Долливером Черчем, чтобы воплотить задуманное, включая посадки растений и отражающие бассейны.
“Это был тот проект, в котором один архитектор создавал видение действительно большого пространства, целостное видение, где все здания и ландшафтный дизайн – все будет работать вместе”, – говорит Морат.
Схема включала в себя интеграцию масштабных произведений искусства, таких как фонтан американского скульптора Александра Колдера, который был недавно отреставрирован в рамках усилий по обновлению исторических аспектов кампуса наряду с новыми зданиями.
Интеграция функциональных и художественных элементов в кампусе также прослеживается в футуристической водонапорной башне, облицованной алюминием.
Технический центр был местом разработки многих концепт-каров и экспериментов в области послевоенных автомобильных технологий для GM.
В это время команда дизайнеров GM разработала первые три футуристических концепт-кара Firebird, а здание часто использовалось в качестве реквизита, чтобы подчеркнуть ориентацию GM на современный дизайн.
“Фотосессии проводились на территории кампуса, используя в качестве фона здания, спроектированные Ээро Саариненом, что еще больше подчеркивало, что архитектура кампуса была ориентирована на будущее, как и концептуальные автомобили”, – говорит Морат.
С момента постройки кампус также претерпел значительные расширения, что, по словам Мората, было частью первоначального задания.
“Оригинальный проект Ээро Сааринена представлял собой высокофункциональный и узкоспециализированный промышленный кампус, который должен был удовлетворять потребности GM в то время и удовлетворять ее потребности в будущем, какими бы они ни были”, – сказала она.
Кампус продемонстрировал, что значит для концепций дизайна середины века, таких как органические формы и гибкий дизайн, быть примененными в огромных масштабах.
Он также воплотил в себе принципы Баухауза начала века, сочетая перспективное видение с созданием рабочих пространств, ориентированных на человека.
“Кампус должен быть большим, закрытым и частным, чтобы защитить конфиденциальную деятельность GM по разработке продуктов, и он должен был вдохновлять жителей на инновации в будущем”, – говорит Морат.
В дальнейшем Сааринен спроектировал ряд других знаковых сооружений в Соединенных Штатах, в которых использовались промышленные материалы той эпохи.
Технический центр Уоррена с тех пор стал иконой в контексте американской архитектуры и дизайна середины века, объединив в себе грандиозные идеи Сааринена и Эрла в отношении интегрированного промышленного объекта.
С годами он расширялся, чтобы вместить растущее производство, и Морат говорит, что новые здания всегда проектируются с учетом первоначальной схемы.
В 2014 году он был включен в список Национальных исторических достопримечательностей США.
Фотография предоставлена компанией General Motors.
Современный стиль середины века
Эта статья является частью серии Dezeen “Современный дизайн середины века”, в которой рассматривается непреходящее присутствие современного дизайна середины века, рассказывается о самых известных архитекторах и дизайнерах, а также исследуется развитие стиля в XXI веке.
Эта серия была создана в партнерстве с Made – британским мебельным ритейлером, который стремится предлагать эпатажный дизайн по доступным ценам, с целью сделать каждый дом таким же оригинальным, как и люди, живущие в нем. Поднимите настроение повседневной жизни с помощью коллекций, созданных на века, которые уже сейчас можно приобрести на сайте made.com.