Аварийная люстра из Ливана и возвышающаяся каменная инсталляция в стиле песчаных дюн представлены на главной выставке биеннале Design Doha – Arab Design Now.
Выставка Arab Design Now была организована Раной Бейрути, чтобы передать дух современного дизайна на Ближнем Востоке и в Северной Африке (MENA), рассказала куратор в интервью Dezeen перед открытием первого Design Doha.
Расположенная в здании M7 в столице Катара, биеннале дизайна объединяет коллекционный дизайн и инсталляции.
Отобранные работы 74 участников отдали дань уважения “чрезвычайно суровой и уникальной географии” региона MENA и исследовали “использование материалов в качестве руководящего принципа”, объяснил Бейрути.
Вот 10 самых ярких работ Dezeen с выставки Arab Design Now, которая проходит в Дохе до начала августа.
Сайты – новые сайты от студии Анны Холтроп
Архитектор из Бахрейна и Амстердама Анне Холтроп спроектировала кластер крупномасштабных мобилей, сделанных из огромных плит бугристой смолы.
Хольтроп взял слепки с ряда рукотворных и природных объектов, найденных им в Катаре, чтобы создать текстурированные фигуры, которые висят на подшипниковых механизмах и могут вручную вращаться посетителями, создавая непрерывно движущиеся образования.
Созвездия 2.0: Объект. Свет. Сознание от Абир Сейкали
Более 5 000 кусочков муранского стекла были сплетены вместе иорданско-палестинским дизайнером Абером Сейкали для создания этой люстры, которая сочетает в себе бедуинскую практику ткачества из Иордании и традиционные венецианские техники изготовления стекла.
Латунь и нержавеющая сталь также были интегрированы в светильники, которые стали гибкими благодаря стеклянной сетке.
По словам Сейкали, при освещении скульптурная композиция создает эффектные световые узоры, напоминающие звездное ночное небо, виднеющееся из пустыни Бадия.
Дом между деревом джуджубе и пальмой от Civil Architecture
Кувейтское и бахрейнское бюро Civil Architecture разработало проект нависающей стекловолоконной крыши для маджлиса – традиционного арабского места для собраний.
“Это модель 1:1 крыши реального дома, который мы спроектировали в Бахрейне”, – рассказал Deezen соучредитель студии Хамед Бухамсин (Hamed Bukhamseen).
Опирающийся на стальные конструкции и подвешенный на натяжных тросах, маджлис имеет проемы, предназначенные для размещения высоких деревьев, и был создан для изучения “симбиотических, но размытых” отношений между внутренним и внешним пространством.
Табурет Nubia, Hathor и Gros Guillaume от Omar Chakil
Французско-египетско-ливанский дизайнер Омар Чакиль, выбирая алебастровый оникс для создания этого монолитного стеллажа, луковичного кофейного столика и табурета, который скользит по полу на колесиках, руководствовался идеями родины своего отца – Египта.
Взяв за основу древние традиции, Чакил вырезал округлую мебель из необработанных блоков материала, которые со временем были отшлифованы водой, а не покрыты лаком, что, по словам дизайнера, стало обычным делом в Египте, особенно при изготовлении “дешевых” сувениров.
“Вся идея коллекции заключалась в использовании египетского алебастра, который является целебным камнем”, – сказал Чакил в интервью Dezeen.
“Фараоны использовали (этот материал), но со временем он трансформировался. Он потерял свою душу. Поэтому я попытался вписать его в современный контекст, используя формы, которые могли бы принять целительные эмоции, – они круглые и мягкие, хотя и очень тяжелые”, – добавил он.
“Я вижу, что люди боятся, но я хочу, чтобы они прикоснулись к мебели”.
Тиамат от AAU Anastas
Палестинское архитектурное бюро AAU Anastas представляет Тиамат, инсталляцию в форме дюны, которая является частью текущего проекта студии “Камень имеет значение”, исследующего потенциал сочетания исторических методов строительства из камня с современными технологиями для поощрения использования конструкционного камня.
Инсталляция представляет собой возвышающуюся конструкцию из камня, привезенного из Вифлеема и созданного на основе архитектуры готического стиля, распространенной в Палестине, Сирии и Ливане.
По словам Анастаса из AAU, свет, звуковые реверберации и климат-контроль во внутреннем пространстве Тиамат уникальны для каменных конструкций.
Глина в контексте от Самы Эль Сакета
Уроженка Иордании архитектор и керамист Сама Эль Сакет при создании этой “таксономии иорданских глин” опиралась на свой родной ландшафт.
В результате получился набор сосудов в стиле веретенообразных бутылок, каждый из которых изготовлен из разных природных глин, встречающихся в Иордании. Это придает изделиям характерные цвета, текстуры и характер.
“Это все натуральные глины без добавления пигментов”, – сказал Эль Сакет в интервью Dezeen. “Цвета обусловлены различными минералами, которые встречаются в регионе. Некоторые из них более песчаные, другие – более каменистые”.
Дизайнер отметил, что, хотя в Иордании имеется множество месторождений глины и богатая история производства керамики, сегодня большая часть иорданской глины импортируется.
Light Impact от Fabraca Studios
Ливанский бренд промышленного дизайна Fabraca Studios создал Light Impact – осветительный прибор из прочного алюминия, который был разработан как альтернатива люстре, напоминающей прочные канаты.
Светильник был создан для замены стеклянной люстры, которая разбилась после взрыва в Бейруте в 2020 году, разрушившего большую часть столицы Ливана.
Light Impact определяется “гибкими характеристиками, призванными противостоять другой катастрофе”, – сказал основатель студии Самер Саадех в интервью Dezeen. Он добавил, что объект, включающий внутренние латунные компоненты, был разработан как ода адаптивности и устойчивости Бейрута.
Одиннадцать от Сахила Альхияри
Eleven – это группа высоких рифленых терракотовых колонн иорданского архитектора Сахеля Альхияри, которые были изготовлены путем формовки и формования, а не традиционной резки и резьбы.
Архитектор вручную изготовил вертикально уложенные сегменты, используя технику, схожую с гончарным делом,
“Когда вы скручиваете и поворачиваете материал, он создает все эти вещи”, – сказал Альхияри в интервью Dezeen. Дизайнер объяснил, что колонны были созданы специально, чтобы воспеть несовершенство, несмотря на отсылку к классической архитектуре.
Осадки Талин Хазбар
Сирийский дизайнер из ОАЭ Талин Хазбар представляет свой проект Sediments, который ранее получил признание на Неделе дизайна в Дубае.
Работа состоит из блочных сидений, сделанных из рыболовных веревок и канатов, извлеченных из Персидского залива при содействии Дубайской добровольной команды дайверов.
По словам Хазбара, сиденья с крупной текстурой также сделаны из переработанных резиновых зерен и служат напоминанием о том, как мы можем попытаться очистить поврежденные береговые линии.
Шепот из глубины от Т Сакхи
Ливанско-польские сестры Тесса и Тара Эль Сахи из студии T Sakhi объединили выброшенный металл, собранный на фабриках в Венето, Италия, с муранским стеклом, чтобы создать аморфные стеклянные изделия, в которых прослеживаются черты подводных морских обитателей.
Эти предметы были расставлены на эффектных стеллажах внутри лифта, соединяющего первый и второй этажи выставки Arab Design Now.
В результате получилась игривая инсталляция, объединяющая венецианскую лагуну и ливанские традиции стеклодувного искусства.
Автор главной фотографии – Хулиан Веласкес, остальные фотографии принадлежат Эдмунду Самнеру, если не указано иное.
Выставка Arab Design Now пройдет в Design Doha с 24 февраля по 5 августа 2024 года в выставочном центре M7 в Дохе, Катар. Актуальный список мероприятий в области архитектуры и дизайна, проходящих по всему миру, см. на сайте Dezeen Events Guide.